Премьера Ирака спасает кто может
Война с радикальными исламистами объединила Россию, США и Иран
Гражданская война в Ираке между правительством и радикальными исламистами парадоксальным образом объединила в одном лагере таких геополитических оппонентов, как Россия, США и Иран. Все они оказывают военную поддержку премьеру Нури аль-Малики — при этом помощь Москвы в Ираке признают более оперативной и эффективной, чем вклад Вашингтона. Но дальше всех пошел Тегеран, впервые признав, что его авиация принимает непосредственное участие в боевых действиях против группировки "Исламское государство в Ираке и Леванте" (ИГИЛ).
Поставки правительственным силам российских и американских боевых самолетов многие в Ираке рассматривают как негласное соперничество двух держав, которое пока складывается явно в пользу Москвы. Первые два из 12 закупленных у РФ штурмовиков Су-25 (сумма контракта — $500 млн) уже доставлены в Ирак, и российские специалисты обещают привести их в полную боеготовность в течение трех дней.
Такая оперативность контрастирует с неторопливостью американцев — из обещанных Багдаду 36 подержанных многоцелевых истребителей F-16 Falcon первая партия из двух самолетов прибудет только осенью. Недостаточная оперативность американских союзников возмущает премьера Нури аль-Малики, который в недавнем интервью "Би-Би-Си" посетовал: "Военные поставки США осуществляются ужасающе медленно. Лучше бы мы обратились к англичанам, французам или русским".
Между тем все более заметную роль в иракском конфликте играет еще одна страна — Иран. Его власти считают правительство Ирака, возглавляемое единоверцем-шиитом аль-Малики, стратегическим союзником, а суннитских боевиков из ИГИЛ — главной угрозой своим интересам в регионе. Сообщения СМИ о прямой военной поддержке иракской армии со стороны Тегерана на днях получили подтверждение. Власти Исламской Республики сообщили о гибели иранского пилота, полковника Шоджаата Аламдари Мурджани, принимавшего участие в "обороне от террористов священного города Самарра". Это было первое официальное признание в том, что иранские военные участвуют в конфликте в соседней стране.
Именно на иранскую авиацию представители ИГИЛ возложили ответственность за бомбардировку в воскресенье жилых кварталов Мосула — крупнейшего из городов Ирака, находящихся под контролем группировки. В Тегеране эти заявления не комментируют. Иракские военные, в свою очередь, утверждают, что военно-воздушные силы страны никаких операций над Мосулом не проводили. О том, что американские беспилотники также не наносили удара по городу, поспешили заявить и в Пентагоне.