Без двадцати пяти хаос
Отказ РЭК пересмотреть тариф на частные перевозки усугубит положение муниципалитета
В Омске на рынке пассажирских перевозок разгорается конфликт. Региональная энергетическая комиссия Омской области (РЭК) отказала частным перевозчикам в повышении тарифа с 18 до 25 руб., посчитав его экономически необоснованным. В результате стоимость проезда в частном транспорте сравнялась с муниципальным. Мэрия Омска прогнозирует в связи с этим резкое падение пассажиропотока, разрушение всей «идеологии городского транспорта» и хаос. Частники и эксперты уверены, что передела местного транспортного рынка не избежать.
О том, что региональная энергетическая комиссия (РЭК) Омской области отказала частным перевозчикам в повышении с 1 июля предельного тарифа на перевозку пассажиров в Омске с 18 до 25 руб. в минувшую пятницу сообщили в комиссии. «Перевозчики не предоставили информацию в части налоговой составляющей, заработной платы водителей, поэтому РЭК использовала расчетные данные. В итоге, по предварительным оценкам, специалисты РЭК выходят на тариф 18,46 руб.», — пояснил глава РЭК Сергей Синдеев. С требованием повысить тарифы на пассажирские перевозки в РЭК обращались пятеро предпринимателей — арендаторы и собственники маршрутных такси — Михаил Прокопенко, Роман Поварченков, Алексей Соловьев, Андрей Яловенко и Валерий Бабайцев. «Если сегодня на заседании правления тариф в размере 18,46 руб. будет установлен, то его нельзя будет изменить в течение года», — заявили в РЭК. Если же предприниматели заберут свои заявления, «тарифные дела будут закрыты» и частники смогут вновь подать документы и инициировать повышение тарифа. «На данный момент никто из них свои документы не забрал», — сказали „Ъ“ в ведомстве.
Это не первая попытка частников добиться пересмотра тарифа на перевозку пассажиров. В 2013 году крупнейшие перевозчики дважды требовали у РЭК повысить предельный тариф с 18 до 23—25 руб., однако комиссия им в этом отказывала, обосновывая ошибками в документации. После этого РЭК инициировала проверку в одной из организаций, которая просила пересмотра тарифа, ее результаты пока не обнародованы. Для муниципального транспорта в начале 2014 года комиссия пересмотрела предельный тариф, установив вилку в 18—21 руб. С 1 июля стоимость проезда в городских автобусах, трамваях и троллейбусах подорожала с 16 до 18 руб., в результате чего она сравнялась со стоимостью проезда в частном транспорте.
Отказ РЭК поднять тарифы на пассажироперевозки частникам заставил волноваться мэрию Омска. «Если сохранить одинаковую стоимость и в маршрутках, и в автобусах, то пострадает муниципальный транспорт и вообще вся идеология, выстроенная в городе. Если пассажиропоток упадет на 35—40%, на улице начнется хаос. Будет идти сражение на самых выгодных маршрутах, а социальная функция общественного транспорта начнет угасать», — заявил вчера после аппаратного совещания мэр Омска Вячеслав Двораковский.
Опасения муниципалитета разделили крупные частные перевозчики. «В условиях жесткой конкуренции, которую спровоцировали муниципальные власти, некоторые частные перевозчики могут опустить стоимость проезда еще ниже, чтобы перетянуть к себе пассажира. Это может привести к достаточно серьезным последствиям для муниципалитета», — считает председатель «Межрегионального независимого профсоюза работников автотранспорта» Владимир Занин (74 маршрутных такси). По его оценкам, пассажиропоток ежегодно сокращается в Омске на 4%, при этом транспорта становится больше.
Бороться за пассажира муниципалитету придется, в том числе за счет вытеснения с рынка нелегальных перевозчиков, считает председатель некоммерческого партнерства «Безопасный город» Иван Меняйлов (500 маршрутных такси). «Если убрать с дорог всех нелегалов, а это около 1—1,5 тыс. машин, то и поднимать тарифы на муниципальный и коммерческий транспорт не потребуется», — считает бизнесмен. По его данным, в Омске на маршрутах работают порядка 3,8 тыс. легальных авто. Емкость местного рынка коммерческих перевозок пассажиров, по оценкам экспертов, составляет 5 млрд руб. в год. Пассажиропоток на одном маршрутном такси в среднем в день оценивается участниками рынка в 200—250 человек. В прошлом году, по данным областных парламентариев, частники заплатили в казну 10 млн руб. налогов.
Игроки рынка и эксперты уверены, что передела транспортного рынка в Омске не избежать. «Вопрос с повышением тарифа на муниципальный транспорт стоял не в плоскости экономики, а в области политики. Муниципалы поторопились поднять тариф. Как следствие — возможен перекос пассажиропотока в сторону частников», — считает председатель правления Омского союза автоперевозчиков Андрей Федоров. Владимир Занин не исключил появления на рынке новых игроков, которые постепенно могут лишить муниципалитет солидных доходов.