"Депутаты Госдумы и Минкульт — абсолютнейшие агенты исключительно иностранного искусства"
Российские документалисты могут не попасть на кинофестивали. С 1 июля фильмы с использованием нецензурной лексики лишились возможности получения прокатного удостоверения. Такие картины нельзя показывать и на закрытых кинофестивалях. Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова уже отказалась от участия в показах. О том, какое будущее ждет российские кинофестивали, рассуждает журналист Дмитрий Губин.
После 1 июля у меня разрывается телефон. Дело в том, что я — пресс-атташе петербургского фестиваля "Послание к человеку". "Послание к человеку" — это крупнейший в мире фестиваль интеллектуального, то есть неформатного, документального и экспериментального кино. И один из двух в России кинофестивалей класса "А" по классификации Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (второй — Московский). Класс "А" — это Канны, Берлин, Венеция.
Мне звонят и спрашивают: что, петербургскому фестивалю капут? Ведь мы намерены показать во всех видах программ несколько сотен фильмов, а столько прокатных удостоверений Минкульт точно не успеет выдать, потому что для просмотра их необходимо провести еще один кинофестиваль.
Отвечаю: иностранным фильмам для участия в российском фестивале, имеющим статус международного, прокатное удостоверение не нужно. В этих фильмах хоть мат, хоть голая задница, хоть пропаганда, — это никого, кроме отборщиков и зрителей, не волнует. А вот для показа на российском фестивале российских фильмов прокатное удостоверение с 1 июля действительно необходимо. И три студента Марины Разбежкиной от участия в нашем фестивале уже отказались. А вообще у нас под угрозой снятия вся российская часть конкурса.
Например, вся программа "Деткино" — то есть кино, снятое детьми. Каким образом смогут получить прокатное удостоверение на свою 4-минутную короткометражку дети из поселка Лучегорск Приморского края? А если мы все же покажем их ленту, то либо кинотеатр, либо фестиваль могут быть оштрафованы на сумму вплоть до полумиллиона. Кроме того, часть фильмов дети снимают сами по ходу фестиваля, в прошлом году их финальный мультик был показан на церемонии закрытия — в этом году показ такого мультика будет правонарушением, а идти под штраф дураков нет.
Повторяю еще раз, если кто не понял: с 1 июля проблем в России не имеют только международные кинофестивали при условии, что игнорируют фильмы российского производства. То есть фестиваль английского, американского, немецкого и украинского кино проводить можно без проблем. А фестиваль российского — только через прокатные удостоверения Минкульта.
Депутаты Госдумы и Министерство культуры, чьими совместными усилиями этот кошмарный сон стал явью, любят называть себя патриотами. На словах они, безусловно, патриоты. А на делах — как видите, абсолютнейшие агенты исключительно иностранного искусства. Что тоже неплохо, но за отечественное кино все же обидно.