Картины с тенью сомнения
Открывшаяся в лондонской Tate Modern грандиозная выставка "Казимир Малевич: революция в русском искусстве" заставила многих вспомнить не только о русском авангарде, но и о его подделках.
Джеймс Баттервик, лондонский арт-дилер, специализирующийся на графике русского авангарда, заявил, что в последнем крупном исследовании творчества Малевича — книге американского историка искусства Патрисии Рейлинг — опубликовано несколько подделок. Автор возразила что Баттервик судит о работах лишь по картинкам в книге, и при этом не осведомлен об истории работ и методах их исследования.
Противостояние Джеймса Баттервика и Патрисии Рейлинг имеет историю. Госпожа Рейлинг возглавляет организацию специалистов по изучению русского модернизма (InCoRM, International Committee of Russian Modernism), членами которой были эксперты, втянутые в неприятные истории с мастерами русского авангарда — например, Дениз Базету и Энтони Партон, авторы книги о Наталье Гончаровой, наполненной подделками. На лекции, сопровождавшей прошлогоднее открытие недели русских аукционов, Джеймс Баттервик буквально проклял InCoRM.
Прямо обвинить галерею Tate Modern, один из крупнейших музеев мира, в том, что на ее стенах висят подделки, пока никто не решился. В состав этой крупнейшей выставки вошли работы из главных мировых музеев, начиная с нью-йоркского МоМА и амстердамского музея Stedelijk, до Русского музея и Третьяковской галереи. Кроме того, Tate удалось договориться об экспонировании редко появляющейся на публике графики из частных коллекций.