Кого в России будут считать богатым
Прогрессивный налог на личные доходы может стать реальностью: планка отсечения составит 3 млн руб. в год, а максимальная ставка — 30% или даже 50%. Отказавшись от моратория на повышение налогов, правительство открыло дорогу непродуманным и опасным предложениям.
22 июля "Известия" сообщили, что "депутаты разработали налог на сверхдоходы". Справоросс Андрей Крутов сообщил, что "группа депутатов Госдумы разработала законопроект, вводящий специальный налог солидарности", который "затронет только россиян, зарабатывающих больше 1 млн рублей в месяц", а доходы от него пойдут на развитие Крыма и Севастополя.
Речь шла о введении двухступенчатой шкалы НДФЛ: до 12 млн руб. в год — 13%, выше — 30%. Допдоходы бюджета оценивались разработчиками в 300-500 млрд в год, численность граждан, попадающих под 30%, — в "0,2% социально активного населения", совокупный доход которого, якобы "более трети всех доходов населения". Для справки: НДФЛ в 2013 году составил около 2,5 трлн руб. и в соответствии с законодательством зачислен в бюджеты соответствующих регионов.
Откуда взялась оценка в 0,2% населения с доходом выше 12 млн руб. в год? Способов наблюдения доходов самых обеспеченных 1-2% граждан у официальной статистики просто нет, не раз говорили "Деньгам" и чиновники, и профильные исследователи. Максимум, что можно узнать из данных Росстата: доход свыше 60 тыс. руб. в месяц — у 6,9% процента населения.
Не завышена ли оценка доходов самых богатых? Росстат знает, что 20% самых обеспеченных россиян получают 47,5% всех денежных доходов. А чтобы попасть в их число, в 2013 году достаточно было получать чуть меньше 40 тыс. руб. в месяц.
Почему допдоходы бюджета оценены всего лишь в 300-500 млрд руб.? Если пресловутые 0,2% сейчас платят треть НДФЛ (0,8 трлн), то рост ставки в 2,3 раза должен был бы дать примерно триллион (в условиях прошлого года, то есть где-то 1,2 трлн руб. в условиях 2015 года).
Наконец, как НДФЛ — региональный налог — попадет в федеральный бюджет, чтобы превратиться в "налог солидарности", за счет которого Крым и Севастополь можно будет подтянуть к среднероссийскому уровню?
На последний вопрос депутат Крутов ответил, даже не дождавшись его. Дополнительные поступления от применения 30% ставки превратятся в федеральную часть НДФЛ. Московским властям, которые максимально выиграли бы от двухступенчатой шкалы, тем самым можно не рассчитывать на легкую жизнь.
А дальше (разговор состоялся 23 июля) Андрей Крутов по сути опроверг себя, сделав почти сенсационное заявление. Он сообщил "Деньгам", что группой депутатов готовится не двухступенчатая шкала, а полноценный прогрессивный НДФЛ, причем прогресс, "скорее всего, начнется с 3 млн руб. в год". Сама шкала будет устроена "довольно сложно", подробности "пока обсуждаются", но они, вероятно, будут похожи на аналогичный законопроект, отвергнутый в 2013 году.
Речь идет о проекте, внесенном в Думу Оксаной Дмитриевой и другими депутатами еще в сентябре 2010 года. В отрицательном заключении правительства вице-премьер Сергей Собянин тогда писал, что плоская шкала НДФЛ стала "одним из признаков упрощения и стабильности законодательства РФ", а введение прогрессивной шкалы "существенно увеличит затраты на администрирование данного налога".
Тот давний проект предлагал начинать прогресс как раз с 3 млн руб. в год и 20% на то, что выше, а доходы от 30 млн в год облагать уже по ставке в 50%.
Любопытно, что в пояснительных записках того времени прослеживается и происхождение тех самых 0,2%. Со ссылкой на "данные статистики" их авторы утверждали, что число граждан с доходом больше 3 млн руб. в год "составляет не более 0,2% социально активного населения страны", а "совокупный объем их доходов составляет почти 30% всех доходов граждан РФ". Там же содержится ссылка на исследование РЭШ апреля 2009 года.
Такое исследование РЭШ совместно с подразделением Citigroup действительно проводилось (см. "Коммерсантъ" от 17 апреля 2009 года), однако его основным предметом были не доходы, а активы обеспеченных россиян. К ним исследование относило 1,2 млн человек (0,8% населения).
А вот на вопросы, касающиеся методологии расчетов, депутат Крутов, по сути, ответить не смог, отослав "Деньги" к пояснительным запискам 2010 года. Сказал, правда, что "по его прикидкам, допдоходы должны быть ближе к триллиону", но на чем основаны эти прикидки, ответить тоже затруднился.
Зато ответил на, видимо, главный вопрос, как получилось, что смысл проекта буквально за день изменился до неузнаваемости: "Мыслей у нас много, а вам надо о чем-то писать".