Голливудизация новостей
Экспертиза
Иосиф Дзялошинский, профессор, завлабораторией НИУ ВШЭ
Ажиотаж вокруг воронки на Ямале — яркая иллюстрация того, как меняются производство и потребление новостей в современном мире. Сообщение о какой-нибудь аномалии, например природной, сегодня обрастает слухами с молниеносной скоростью и по характеру распространения напоминает эпидемию. Но если эпидемия в привычном понимании — это, как правило, процесс почти неуправляемый, то при информационных эпидемиях всегда есть стороны, в них заинтересованные. Это непосредственно производители слухов, которые пытаются, допустим, напугать людей или отвлечь их внимание от чего-то другого, журналисты, для которых подобные сенсации — благодатный материал для привлечения аудитории, а также сами потребители, жадно ищущие возбуждающую информацию. Но как только к сюжету подключаются ученые, которые объясняют, почему опасения напрасны либо сильно преувеличены, интерес к подобным историям мгновенно спадает. Таков типичный сценарий распространения слухов.
Повышенное внимание к природным катаклизмам объяснимо. Люди сегодня все больше ощущают свою удаленность от природы, существуя во многом в искусственной городской среде. Поэтому извержение вулкана, цунами, торнадо, те же провалы в почве — все это нередко воспринимается как воздаяние за то, что человек меняет планету.
Однако это только часть более масштабной проблемы. Все чаще люди переходят к так называемому ритуальному потреблению информации. Человек привыкает, что за день получает некоторую дозу новостей, которые порой даже не имеют прямого отношения к его жизни. При этом людям интереснее то, что пугает, независимо от степени удаленности от них источника этой опасности,— такова специфика нашего восприятия. К тому же новости сегодня доступны круглосуточно через различные мобильные устройства, за счет чего ситуация только усугубляется. Новейшие технологии позволяют слухам распространяться быстрее, скорость обмена ими через социальные сети возрастает в разы. Человек в лучшем случае успевает потреблять все больше новой информации, но не осмысливать ее. По нашим исследованиям, большинство россиян (до 80 процентов) воспринимает информацию не с точки зрения ее достоверности (допустим, из какого источника она получена), а прежде всего рефлекторно. Такому восприятию способствует и форма подачи информации: СМИ активно используют "голливудизацию новостей", когда событие намеренно драматизируется и нагнетается страх.
Есть и другой момент, связанный с интернетом. Непроверенная информация, те же слухи активно распространяются в блогах. А традиционные СМИ (телевидение, радио, пресса) в последнее время нередко заимствуют оттуда сведения, в погоне за оперативностью не тратят время на их перепроверку. Впрочем, это уже вопрос репутации.