"Это правовой беспредел, который творится при нашем попустительстве"
Депутат Валерий Селезнев намерен по линии МИДа добиваться возвращения в Россию своего сына, задержанного спецслужбами США. Как заявил парламентарий, его сына Романа незаконно задержали на Мальдивах и вывезли на территорию США. Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Анны Казаковой.
Ранее 8 июля министерство национальной безопасности и Секретная служба США объявили, что гражданин России Роман Валерьевич Селезнев был задержан 5 июля. По данным следователей, он зарегистрирован по месту жительства в Москве и известен среди хакеров под псевдонимом Track2. Селезнев подозревается в том, что с октября 2009 года по февраль 2011 года сумел похитить, а затем продать сведения о кредитных картах американских потребителей. В марте 2011 года в суде штата Вашингтон против него были заочно выдвинуты обвинения по 29 пунктам, по совокупности которых ему может грозить тюремное заключение сроком в несколько десятков лет и штраф на миллионы долларов.
— Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?
— Я ее могу прокомментировать, как правовой беспредел, который творится, в общем-то, и при нашем попустительстве, попустительстве, прежде всего, я имею в виду тех структур, которые должны эти заниматься: дипломатические, силовые ведомства и так далее.
— А в чем попустительство заключается?
— Я напомню вам, это парень вроде бы как из Владивостока, хоть и сын Селезнева живет там во Владивостоке. Я напомню вам историю.
— Так подождите, это сын?
— Это был один американец, который… Вы дослушайте меня сначала, или хотите сами поговорить? Тот американец, который был задержан во Владивостоке, во-первых, один дипломат, а второй, который занимался рыбой, я его фамилию точно не припомню, мы его некоторое время подержали, он там контрабандой рыбы занимался, на миллиарды долларов вывез из России этой рыбы куда-то. Мы его спокойненько отпустили, задержав его на своей территории, а американцы задерживают на чужой территории, экстрадируют и нарушают всяческие законы мыслимые и немыслимые. Именно эти две истории говорят о том, что мы бесхребетные, надо пожестче реагировать, потому что Америка начала бороться за своего гражданина, как она умеет делать, — подняла крик на всю вселенную, и мы его отпустили. И одного, и второго отпустили. Это нужно нам не оставлять за скобками: виноват, не виноват Селезнев, но с точки зрения правовых международных норм, американцы нарушают эти нормы везде и всегда, и нам нужно что-то делать.
— Что сейчас, на ваш взгляд, должен делать российский МИД, как действовать?
— Российский МИД будет действовать по тем законам, которые у него написаны, в отличие от Америки, он их не нарушает: будет делать запрос, консула своего отправит, наймет ему адвоката — вся та же самая история, что было с Ярошенко и с Бутом, вот все, что будет делать МИД.
— Вы сказали, что мы должны более жестче поступать, более жестко действовать. Что вы имели в виду?
— Я имел в виду, приводя именно ту историю, которая произошла на нашей территории с американскими гражданами. Мы, вместо того, чтобы примерно наказывать этих американцев, а потом, в конце концов, можно было бы и обменять, что угодно уже делать, мы идем на поводу давления Америки, отпускаем их, хотя имеем полное право не только задержать, но и осудить. Вот я привел два примера, и оба примера могли быть осуждены в соответствии с международными нормами.
— Что предпримет Госдума в связи со случившимся?
— Госдума сейчас в отпуске, но надеемся, что что-то предпримет.
— Ваш комитет будет как-то в этой ситуации действовать?
— Еще раз вам говорю: комитет в отпуске, звоните Пушкову, если вы хотите узнать, будет ли он собирать комитет или не будет собирать. Но, конечно, если мы соберемся, мы обязательно предпримем обращение, заявление, которых мы уже принимали немереное количество, и толку от них никакого нет. Потому что надо идти по другому пути. Я уже говорил несколько раз об этом и на заседании пленарном, и по телевидению, и, наверное, по радио у вас. Есть двухсторонние отношения с США. Видя, как явно США вмешивается во всех сферах то на Украине, то, скажем, с гражданином, мы могли бы пойти совсем по другому пути. Скажем, Пакистан, союзник США, у него существует южный транзит вывода и ввода войск и снаряжения в Афганистан. Как только по ошибке разбомбили американцы один из блокпостов пакистанских, пакистанцы сразу на год прекратили всяческую доставку по этому маршруту. У нас есть северный маршрут, мы могли бы давным-давно, особенно, в связи с Украиной и в связи с тем, с чем вы мне сейчас звоните, тоже поставить вопрос о закрытии, о приостановке действия этого маршрута. Мы по этому маршруту привезли уже более половины всей группировки военной, которая воюет из США В Афганистане. Вот такого рода могла бы Дума принимать, могла бы, по крайней мере, их поднимать. Вчера умер Шеварднадзе, а у нас до сих пор не ратифицирована, например, линия Бейкера-Шеварднадзе, которую он с американцами провел в Америке, об американских морских пространствах. Оно не ратифицировано за 20 лет и работает как не ратифицированный, как временно примененный и так далее.