Крыму не хватает не денег, а времени
Правительство не успевает готовить законопроекты по развитию полуострова
Стоимость федеральной целевой программы развития Крыма и города Севастополя может оказаться дороже определенных Минфином бюджетных лимитов в размере ежегодных 100 млрд руб. в год. Уточнения этой ФЦП уже до 15 июля в ходе вчерашнего совещания потребовал премьер-министр Дмитрий Медведев. Необходимость своевременного исполнения крымских поручений Дмитрий Медведев продемонстрировал на примере законопроекта об особой экономической зоне в Крыму — вице-премьеру Дмитрию Козаку поручено готовить "предложения об ответственности лиц" за срыв сроков разработки закона.
Главный итог вчерашнего совещания — решение Дмитрия Медведева уточнить размер ФЦП развития Крыма и города Севастополя. При этом главное условие премьер-министра: сами расходы на развитие полуострова не должны привести к сокращению финансирования других территорий РФ.
Предваряя острые дискуссии в правительстве, вчера Дмитрий Медведев в очередной раз перечислил приоритеты, которые должна учесть программа. Прежде всего Дмитрий Медведев назвал необходимость конкретных шагов по обеспечению бесперебойного энергоснабжения полуострова и строительства собственных электростанций, а также газотранспортной системы. Другим направлением работы премьер-министр указал развитие инженерной инфраструктуры, строительство водоочистных сооружений, систем утилизации твердых бытовых отходов. Также Дмитрий Медведев указал на необходимость переориентации транспортных коридоров на Россию. Самые крупные проекты в рамках ФЦП — строительство перехода через Керченский пролив и реконструкция аэропорта. Помимо этого, предусмотрено строительство трасс федерального значения и приведение в порядок железных дорог, создания современных пунктов пропуска через госграницу. Кроме того, предстоит потратиться на развитие связи и массовых коммуникаций, чтобы включить полуостров в единое коммуникационное пространство России. Напомнил Дмитрий Медведев и о необходимости модернизации социальной сферы, строительства федерального университета и формирования международного центра образования.
Уже по итогам самого совещания вице-премьер Дмитрий Козак, объяснил, что "окончательной суммы я пока сказать не могу, но те ориентиры, те потолки, которые были обозначены, пока сохраняются, но внутри них необходимо еще раз провести приоритетизацию мероприятий". Поэтому, по его словам, может потребоваться некоторое увеличение объемов расходов на реализацию ФЦП. "Речь идет о том, что некоторые объекты первоочередной реализации должны быть предусмотрены не на 2018-2020 годы, а безусловно, должны быть реализованы в течение 2015-2017 годов",— пояснил Дмитрий Козак.
Напомним, что крымскую ФЦП в правительстве предполагали разработать до 1 июля. После вчерашнего совещания сроки оказались сдвинуты на полмесяца вперед. И премьер-министр Дмитрий Медведев не скрывал, что такая исполнительная дисциплина его не устраивает. Свое недовольство премьер-министр продемонстрировал на примере другого крымского поручения — разработать до 25 мая проект федерального закона об особой экономической зоне в Крыму. Текст закона, предусматривающий существенные налоговые льготы в том числе и по федеральным налогам, а также социальным платежам, был направлен Минэкономики в Белый дом. Но текст в аппарате правительства не считают согласованным: часть ведомств представила свои таблицы разногласий с проектом. В то же время 12 ведомств и администрация Севастополя вообще уклонились от обсуждения. Список ведомств, не представивших в срок свои замечания к тексту, возглавляет Минфин, главный противник налоговых льгот.
Дмитрий Медведев вчера отказался считать поручение исполненным и поручил Дмитрию Козаку внести предложения об ответственности лиц, которые готовили проект. По мнению премьер-министра, для того чтобы реализовать все планы в Крыму, нужно "создать необходимые условия для экономической деятельности". По мнению Дмитрия Медведева, "условия работы здесь должны, по всей вероятности, отличаться от аналогов в других частях страны за счет дополнительного снижения административных и таможенных барьеров и создания максимально благоприятного инвестиционного климата". Срок доработки проекта назначен на 1 августа. А итоги вчерашнего совещания могут оказать существенное влияние на весь процесс подготовки бюджета — до недавнего времени глава Минфина Антон Силуанов объяснял необходимость сохранения жесткой бюджетной политики, сохранения бюджетного правила, повышения налога необходимостью роста расходов в связи с присоединением Крыма. Вчера его аргументы вернулись в Минфин — их предложено выполнить.
Сколько стоят крымские программы в проекте бюджета
На прошлой неделе Минэкономики предало в Белый дом концепцию ФЦП по Крыму, разработанную исходя из лимитов, определенных Минфином в основных параметрах федерального бюджета. По основному варианту расходы на программу для федерального бюджета составят 728,9 млрд руб. до 2020 года. При этом основная часть расходов запланирована на 2018–2020 годы. Через три года это вариант обещает финансирование в размере 415,6 млрд руб. На ближайшую трехлетку расходы на четверть меньше — 100 млрд руб. на 2015-й, 106,9 млрд руб. на 2016-й и 106,4 млрд руб. на 2017 год. Более дорогой вариант — до 2020 года федеральный бюджет должен оплатить расходы на сумму 936,1 млрд руб. Это потребуется для замещения более 200 млрд руб. внебюджетных источников, предусмотренных основным вариантом.