«Мы боремся за контакты, а не за контракты»

интервью

Директор деловой программы «Иннопрома-2014», вице-президент группы компаний «Формика» Антон Атрашкин о нюансах и новшествах пятого форума инноваций.

Директор деловой программы Иннопрома-2014 Антон Атрашкин

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

— «Иннопром» проходит в Екатеринбурге уже пятый год. Как изменилась выставка за прошедшее время?

— Сегодня мы можем абсолютно точно говорить о том, что выставка по праву носит статус международной, и она его приобрела естественным путем. Уже на прошлой выставке были представители более 70 стран. В ней принимают участие крупнейшие компании мира, о ней не забывают традиционные партнеры. При этом компании готовы участвовать не формально, а реально демонстрировать в Екатеринбурге самые передовые технологии. Например, на нынешнем «Иннопроме» японская компания FANUC продемонстрирует всю линейку самых современных промышленных роботов, а немецкая KUKA проведет премьеру продукции — робота Eva, вся поверхность которого сенсорная, он может работать вместе с человеком. Новейшие станки покажут Yamazaki Mazak, холдинг «Швабе» презентует новейший микроскоп, не имеющий аналогов в мире. Российская корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) покажет мировую премьеру — супер-трамвай нового поколения R1. Эти примеры говорят в пользу того, что мировые и российские промышленные гиганты видят реальную пользу от участия в выставке.

— Насколько необходим для проведения «Иннопрома» административный ресурс?

— В этом году не использовался вообще. Если раньше для многих компаний приезд на выставку был отзывом на просьбу губернатора Свердловской области, то теперь выставка стала «живым» мероприятием. Люди приезжают сюда, потому что здесь у них запланированы встречи с потенциальными инвесторами, потому что сюда приедут первые лица России, потому что здесь будут озвучены основные направления промышленной политики страны на следующий год. Теперь их не нужно уговаривать, и в этом году мы впервые заполнили всю площадку выставочного центра «Екатеринбург-Экспо». Впервые за историю «Иннопрома» оператору пришлось докупать электрогенераторы.

— В этом году ряд иностранных лидеров проигнорировал Международный экономический форум в Санкт-Петербурге из-за разногласий с Россией по украинскому вопросу. Отразились ли иностранные санкции на «Иннопроме»?

— Про санкции мы отвечаем обычно с осторожным оптимизмом. В выставке планируют участвовать все крупнейшие партнеры России на международной арене. В главном пленарном заседании с участием председателя правительства РФ ожидается присутствие руководителей крупнейших иностранных корпораций из Европы, США и Японии. «Иннопром» — не про политику. И руководители предприятий видят в «Иннопроме» не политическое мероприятие, а встречу бизнес-элит и обсуждение исключительно коммерческих вопросов.

— На прошлой выставке была организована специальная переговорная площадка, насколько успешен был этот опыт и повторится ли он на этом «Иннопроме»?

— Площадка Global Investment Lounge пользуется огромным спросом — в прошлом году за четыре дня на ней прошло более 200 встреч. На этот раз на ней пройдут встречи руководителей Минпромторга РФ, членов правительства Свердловской области и встречи бизнеса с бизнесом. Это первый успешный матчмейкинг в рамках нашего проекта, и с нашей помощью у компаний есть возможность провести время на «Иннопроме» с максимальной пользой. Мы предлагаем экспонентам свою помощь: любая компания может обратиться к нам, и сотрудники «Формики» подберут для нее несколько собеседников, которые могут стать потенциальными покупателями или инвесторами. Такая система кажется нам эффективной, и мы понимаем, что успешные встречи — один из рычагов, которые будут двигать выставку.

— Чем сейчас «Иннопром» является для экспонентов: выставочной витриной или способом продемонстрировать свои возможности правительству и конкурентам?

— Мы делим наших экспонентов на несколько категорий. Есть компании, которым важно продемонстрировать государству, что они являются столпами российской экономики. Приезжают представители власти, и производители демонстрируют новинки, показывают, что они не стоят на месте, а действительно развиваются. Их задача — привлечь зарубежных партнеров, демонстрируя свой инновационный потенциал. Также и иностранным компаниям важно продемонстрировать свои «ноу-хау», чтобы поднять статус на международной арене.

Для компаний среднего бизнеса также важно показать свой товар лицом, показать себя, познакомиться с интересными партнерами и «сделать бизнес» на этот год. У компаний малого бизнеса цель более узкая: они хотят найти конкретных покупателей своей продукции. Очень часто на выставку приходят небольшие стенды, где сидит человек и демонстрирует четыре гайки, например. Это — все, что производит компания, но эти четыре гайки используются в десятках, если не в сотнях индустрий. Поэтому если человек находит двух-трех крупнейших покупателей, то он завален заказами на ближайшие годы и с его бизнесом все будет хорошо. То есть, у каждого типа экспонентов — свой интерес, и поскольку мы видим рост присутствия экспонентов, мы понимаем, что им это нужно. Для нас важны и те, кто берет тысячу метров, и те, кто берет пять метров. Только так выставка будет развиваться. В этом смысле мы стараемся брать пример с главной промышленной выставки мира Hannover Messe.

— Есть ли уже понимание, сколько контрактов будет заключено на нынешнем «Иннопроме»?

— Есть как минимум три соглашения, которые попадут на полосы федеральных и международных СМИ, но пока мы их не разглашаем. Однако начиная с прошлого «Иннопрома» мы не преследуем цель поражать воображение деловых СМИ количеством контрактов и их суммами. Мы боремся не за контракты, а за контакты. Если на выставке состоится первый успешный контакт двух компаний, и они подпишут соглашение осенью или даже следующей весной, то выставка была полезной. К этому мы и стремимся. Хотя контракты на «Иннопроме» действительно будут, это произойдет не потому, что мы заставляли компании выждать время и подписать их именно здесь. Просто так удобно.

— Насколько «Иннопром» интересен иностранным выставочным операторам?

— Знаю, что этом году на выставку вновь приедут представителя Deutsche Messe (организаторы Hannover Messe. — „Ъ”). У них есть немало идей о переносе ряда выставок компании в России и включение их в «Иннопром». Немцы все планируют на годы вперед, и ранее развитие международного сотрудничества тормозил тот факт, что «Формика» выступала оператором только текущей выставки, а на следующий год объявлялся новый конкурс. То есть было непонятно, с кем говорить по поводу следующего года. Теперь «Формика» выиграла право быть оператором «Иннопрома» на три года, и для западных партнеров появилась некая определенность. Кроме того, укреплению статуса выставки помогло то, что месяц назад президент России Владимир Путин пригласил Китай стать партнером выставки в 2015 году, и на этом «Иннопроме» мы ожидаем делегацию от China Council for the Promotion of International Trade (CCPIT) — китайского «министерства выставок», которая будет смотреть площадку, определит размер китайского участия на следующий год.

— Как будет меняться «Иннопром» в дальнейшем?

— Начиная со следующего года «Иннопром» будет разделен на пять разных секторов и, по сути, это будет пять независимых выставок — машиностроение, автоматизация, оптика и лазеры, технологии для городов и кадры для промышленности. Сейчас выставка позиционируется как универсальная, но не всегда потенциальные экспоненты понимают, о чем идет речь. Поэтому «Иннопром» станет, по сути, зонтичным брендом, внутри которого будут по отдельности развиваться отдельные направления.

— В прошлом году «Иннопром» воспринимался как демонстрация возможностей Екатеринбурга в борьбе за проведение универсальной выставки «Экспо-2020». В итоге право провести ее досталось Дубаю. Отразилось ли это на «Иннопроме»?

— Мы никогда не связывали «Иннопром» и «Экспо». Скорее, заявочный комитет «Экспо-2020» показывал нашу выставку как успешный пример проведения крупнейшего международного мероприятия на базе Екатеринбурга. Но мы делаем мероприятие для промышленной элиты, а «Экспо» — продукт более массовый. Думаю, что и на Екатеринбурге это не отразилось — здесь проводятся различные саммиты, руководители государств выбирают город в качестве площадки для переговоров. Поэтому потенциал для проведения крупнейших всемирных мероприятий у города остается, его никто не отнимет.

Интервью взял Дмитрий Комаров

Вся лента