Арест хотят оставить в правах
Судебные приставы выступили против поправок к КоАП
Как стало известно "Ъ", Федеральная служба судебных приставов (ФССП) выступила категорически против отмены административного ареста за неуплату штрафа водителями. Соответствующий законопроект был принят Госдумой во втором чтении, дальнейшее его рассмотрение перенесено. В ФССП говорят, что арест — единственный работающий способ заставить должников платить. Депутаты настаивают, что способ этот является "негуманным", и обещают придумать эффективную альтернативу — например, лишение прав.
Законопроект, против которого выступили в ФССП,— пакет поправок к КоАП, в котором содержится несколько принципиальных новшеств для водителей. Среди них — поправки к статье 20.25: сейчас, согласно этой статье, за неуплату штрафа в срок (два месяца) суд может назначить наказание в виде административного ареста или штрафа в двойном размере. Депутаты предложили арест отменить ("Ъ" сообщал об этом 3 июля). По данным "Ъ", против этой поправки выступил глава ФССП Артур Парфенчиков, из-за чего, в частности, рассмотрение законопроекта перенесли на осень (документ депутаты собирались принять в окончательном третьем чтении еще в прошлую пятницу, но в последний момент он был снят, после чего исчез даже из базы данных Госдумы).
По данным Верховного суда, в 2012 году суды назначили 805 тыс. штрафов и 243 тыс. арестов за неуплату административных штрафов вовремя. В 2013 году — 446 тыс. штрафов и 129 тыс. арестов, из них около 30 тыс.— по 12-й "водительской" главе КоАП.
"На наш взгляд, принудительное взыскание штрафов только тогда эффективно, когда существует дополнительная ответственность, которая создает условия мотивации для добровольной и своевременной уплаты,— заявил "Ъ" замначальника правового управления ФССП России Александр Бородай.— Если с должника не получилось взыскать первоначальную сумму, вероятность того, что получится взыскать удвоенную, крайне низка. А вот административный арест является серьезной мерой наказания, его всегда можно использовать".
В Госдуме тем не менее настаивают, что административный арест применять на практике сложно. Дело в том, что основную часть дел о неуплате заводят инспекторы ГИБДД (это право закреплено в КоАП): в 2013 году Госавтоинспекция возбудила 650 тыс. дел по ст. 20.25.1 КоАП, за первые полгода 2014 года — 480 тыс. дел. Как пояснил "Ъ" автор поправок, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, протокол составляется ГИБДД по месту совершения нарушения, при этом требуется привод гражданина в суд. "На практике это бывает очень сложно: водитель нарушил ПДД в одном регионе, а живет в другом — в суд привести такого гражданина не представляется возможным, в результате суды возвращают дела в ГИБДД по истечении срока давности",— говорит депутат. Кроме того, арест, по его мнению, "не совсем гуманная мера".
В ФССП с этой позицией не согласны: если исполнительное производство возбуждает пристав (а это происходит в тех случаях, когда штраф назначил суд), принудительное взыскание происходит по месту жительства гражданина, говорит господин Бородай. "Найди должника всегда можно, тем более существует институт привода в суд, который активно применяется на практике",— пояснили в ФССП.
Депутаты при этом признают необходимость создания дополнительной мотивации для своевременной оплаты штрафа. "Отмену ареста нужно обязательно сбалансировать другой санкцией",— говорит господин Лысаков. Рассматривается несколько сценариев, один из них — лишать прав за неуплату. "Скорее всего, понадобится увеличить и сроки, предоставляемые для оплаты штрафа (сейчас 60 дней.— "Ъ"), и срок давности привлечения к ответственности (сейчас год.— "Ъ")",— пояснил депутат. Еще один сценарий, по словам Вячеслава Лысакова,— отказ должнику в предоставлении любых госуслуг.