Крымскому парламенту нужен особый статус для самообороны
В Госдуме считают излишними "дополнительные вооруженные силы"
Госсовет Крыма впервые собирается воспользоваться правом законодательной инициативы. Депутаты попросят Госдуму внести изменения в закон об участии граждан в охране общественного порядка, сделав исключение для народной дружины Крыма. По российскому закону народными дружинами могут быть только общественные организации, а так называемая самооборона Крыма подчиняется Совету министров республики и финансируется из бюджета. В Госсовете необходимость особого статуса для местных дружинников объясняют тем, что в новом субъекте РФ "сохраняется напряженная ситуация". В Госдуме считают, что для обеспечения обороны достаточно армии.
На сегодняшнем заседании Госсовета крымские депутаты намерены впервые воспользоваться правом законодательной инициативы, попросив Госдуму "внести изменения в федеральный закон об участии граждан в охране общественного порядка". Об этом сообщил спикер парламента Владимир Константинов. Федеральному закону в его нынешней редакции противоречит закон о "народном ополчении Крыма". "По закону РФ народные дружины — это общественные организации,— объяснила суть противоречий "Ъ" председатель комиссии Госсовета по взаимодействию с правоохранительными органами Людмила Лубина.— "Самооборона Крыма" — это бюджетная организация, которая подчинена Совету министров". Крымскую "самооборону" в конце февраля создала партия "Русское единство" нынешнего врио главы Крыма Сергея Аксенова. Ополченцы, число которых во время "крымской весны" достигало 5 тыс. человек, блокировали на территории частей украинских военных, помогали охранять вокзалы, административные здания. Формировали "самооборону" в основном из ветеранов войны в Афганистане, безработных молодых людей. После присоединения Крыма к РФ в "самообороне" осталось около 1,5 тыс. человек. Они продолжают помогать полиции охранять железнодорожные вокзалы, аэропорты и административные здания, следить за правопорядком во время массовых мероприятий.
Закон о "народном ополчении Крыма", который должен был узаконить дружинников, Госсовет в первом чтении принял 21 мая. Однако через неделю профильная комиссия направила его на доработку из-за несоответствия проекта законам РФ. Речь шла о том, что в первой редакции закона "народное ополчение Крыма" было не общественной организацией, как требовал закон РФ об участии граждан в охране общественного правопорядка, а структурой Совмина. Но 11 июня закон приняли во втором чтении, не изменив это положение. Закон о "народном ополчении — народной дружине Крыма" разрешает ополченцам проверять у граждан документы, задерживать их и доставлять в отделения полиции, в случае необходимости оцепить площадь или улицу. В пределах Крыма ополченцы могут бесплатно пользоваться всеми видами общественного транспорта, кроме такси.
Противоречия с федеральным законом мешают принятию законопроекта в третьем чтении. Одобрение в двух чтениях законопроекта, который противоречит федеральному, не ошибка, сказал "Ъ" вице-спикер Госсовета Константин Бахарев. "Нынешняя редакция федерального закона об участии граждан в охране общественного порядка не отвечает сегодняшнему состоянию дел в Крыму,— подчеркнул он.— На полуострове сохраняется напряженная ситуация, которая требует несколько иного подхода к охране общественного порядка, чем в других субъектах РФ".
В комитете Госдумы по безопасности вчера критически восприняли инициативу крымских парламентариев. "Крым стал субъектом Российской Федерации: теперь там есть Российская армия для обеспечения обороны и российские правоохранительные органы для поддержки общественного порядка. Все они едино управляемы из Москвы",— заявил "Ъ" член комитета единоросс Борис Резник. По его мнению, Крым не единственный регион, где "ситуация напряженная". "И если каждый начнет свои вооруженные силы создавать, то получится что-то неприличное",— уверен господин Резник. В руководстве думского комитета по конституционному законодательству вчера отказывались комментировать инициативу крымских коллег до тех пор, пока "не прочитают официально внесенного законопроекта". "Это было бы неэтичным",— сказал "Ъ" член комитета Владимир Поневежский.
В Конституции РФ оговорено, что "законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам... В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон" (ст. 76 п. 5). Верховенство регионального "нормативного акта" над федеральным законом допускается только в тех вопросах, которые "вне пределов ведения РФ" и "вне пределов совместного ведения РФ и субъектов федерации" (ст. 76 п. 6). "Оборону и безопасность" Конституция отводит к исключительному ведению федерации.
В свою очередь, помощник первого вице-премьера Крыма, руководителя "самообороны" Михаила Шеремета Владимир Гарначук сказал "Ъ", что Крым — "прифронтовой регион" и "народное ополчение" здесь необходимо именно в формате, установленном законом Госсовета. "Очень много людей заинтересованы в дестабилизации ситуации в Крыму. "Ополчение" — серьезный стабилизирующий фактор. Сейчас оно должно быть именно таким — работающим на постоянной основе",— подытожил господин Гарначук.