Пенсионный мораторий остался голой идеей
В правительстве открытых сторонников его продления в 2015 году уже нет
Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин вчера подтвердил, что идея продления замораживания накопительного компонента пенсионной системы и на 2015 год Белым домом окончательно не отвергнута. Впрочем, уже спустя несколько часов после его высказывания не обнаружилось ни одного ведомства, которое бы взяло на себя ответственность за инициативу.
Как заявил вчера глава Минтруда Максим Топилин, правительство рассматривает возможность продления моратория на накопительную часть пенсий еще на один год. Он подтвердил, что это позволило бы бюджету получить дополнительно 280 млрд руб. "Это все сейчас обсуждается, предлагаются разные варианты",— отметил министр, отказавшись обсуждать перспективы и подробности обсуждения.
По данным "Ъ", констатация Минтруда, отрицающего причастность к идее продления моратория,— скорее завершение, чем продолжение дискуссии. Уже к вечеру 8 июля от авторства отказались и прочие ведомства. "Социальный блок правительства не выступал с инициативой продления моратория на перечисление НПФ средств накопительных пенсий",— заявил пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец Алексей Левченко. Глава Минфина Антон Силуанов отметил, что бюджетные проектировки на 2015-2017 годы одобрены правительством на прошлой неделе с учетом отмены моратория. "Оснований говорить о возврате к этой теме нет",— заявил господин Силуанов. "Предложения Минтруда по основным характеристикам бюджета Пенсионного фонда РФ на 2015-2017 годы указанные меры не предусматривают",— отметила пресс-служба Минэкономики. В Минтруде вопрос о том, от кого же все-таки исходит предложение о моратории, комментировать отказались.
Собеседник "Ъ" в правительстве пояснил, что ведомства экономического блока опасаются повторения сценария 2013 года, когда вопрос (согласно почти всеобщему мнению в Белом доме, по инициативе госпожи Голодец) был решен в пользу замораживания накоплений в 2014 году после ее визита к Владимиру Путину. Тогда "мораторий" был связан с передачей ЦБ функции контроля за пенсионными фондами из-за опасений правительства по поводу возможного наличия проблем с управлением и запутанности акционерной структуры фондов. Под флагом "ревизии" НПФ тогда и был введен мораторий. Сейчас ситуация иная: по данным Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), на долю уже реорганизованных НПФ приходится 74% всех накоплений, аккумулированных в частной сфере пенсионного страхования. Еще 23 НПФ находятся в процессе акционирования — по прогнозу НАПФ, к концу года 96% застрахованных лиц с 98% пенсионных накоплений будут являться клиентами НПФ, которые получат допуск в систему гарантирования.
Предметом дискуссии о продлении моратория на 2015 год, если она и состоится, могут быть или намерения каких-либо ведомств вновь "занять" в будущем (напомним, "мораторий" предусматривает адекватный рост отложенных допрасходов на страховые пенсии) 280 млрд руб., или — принципиальные возражения против работы накопительного компонента в целом. Возможно, разгадку "моратория-2015", у которого нет ни единого сторонника, стоит искать в комментарии Максима Топилина. Он пояснил: цель Минтруда — обеспечить рост пенсий до двух прожиточных минимумов пенсионеров к 2018 году. По данным "Ъ", "переквалификация" накопительного платежа в страховой на постоянной основе неофициально обсуждалась в 2013 году как самое радикальное предложение социального блока: у него есть свои аргументы в пользу чисто солидарной пенсионной системы. Они, впрочем, публично Белым домом никогда не обсуждались.