Кого теперь на БАМ послать?
Прямая речь
Олег Сысуев, первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка:
— Я бы послал на БАМ патриотов. А точнее, тех, кто громче всего о своем патриотизме заявляет. У нас же сейчас тема патриотизма модная. Очень хочется верить, что возвращение на БАМ — это не только пропагандистский проект, но что он имеет под собой экономическую основу. Мы действительно нуждаемся в развитии инфраструктуры, если, конечно, не хотим потерять Дальний Восток.
Виталий Ефимов, первый зампред комитета Госдумы по транспорту, в 1991-1996 годах — министр транспорта:
— Там должно быть государство, но и бизнес должен вкладывать свои деньги, поскольку там будут развиваться их промышленные предприятия. Почему бы не привлекать такие компании, как "Мечел" и "Русал", если у них есть деньги? Тем более там, где БАМ и "Транссиб",— много новых месторождений. Нужны подъездные пути, а это уже почти 1000 километров. Их что, тоже государство должно строить? А модернизация БАМа сейчас очень нужна, огромное количество груза идет сейчас в сторону Тихоокеанской группы государств, в том числе в Китай.
Иосиф Кобзон, первый зампред комитета Госдумы по культуре, народный артист СССР:
— Когда создадут комсомол, тогда и посылать будет кого, а сейчас некого. Молодежь могут увлечь только большие деньги, вот и разбросана она по мировым капиталистическим коммуналкам. За полчаса, как в Белоруссии, 300 тыс. молодых людей мы не соберем. Поэтому без единой организации, объединяющей молодежь, трудовых подвигов БАМа нам не повторить. На БАМ ехали кто за романтикой, кто из любопытства, а кто-то понимал острую необходимость в этом железнодорожном пути. Сейчас вряд ли такие чувства у молодежи могут возникать.
Алексей Крылов, исполнительный директор Союза строителей железных дорог:
— Уверен, люди поедут на новый БАМ, если будет уверенность, что там можно заработать деньги. В принципе уже сейчас на БАМе работают студенческие отряды железнодорожных вузов страны. А еще нужны социальные программы развития регионов вокруг нового БАМа, потому что без программы модернизации и реконструкции БАМа социальный аспект будет минимальный, но этот вопрос уже не к железной дороге.
Вадим Деньгин, первый зампред комитета Госдумы по информполитике, экс-куратор Молодежной организации ЛДПР:
— Молодежь, стройотряды, абсолютно все представители молодежных структур. Пусть помогают, как в Советском Союзе. Тем более это будет постоянная миграция людей, они будут зарабатывать, создавать города, развивать инфраструктуру. Но любую инициативу можно подвергнуть сомнению и обгадить, в России "пятой колонной" уже сформирован этот очень удобный формат, когда критикуется все и везде.
Андрей Нечаев, председатель партии "Гражданская инициатива", в 1992-1993 годах — министр экономики РФ:
— Это могло бы быть в порядке проекта частно-государственного партнерства. Просто частный бизнес туда вкладывать деньги не будет точно. БАМ строился как дорога военно-стратегического назначения в период резкого обострения отношений с Китаем. Сейчас вопрос — что по ней возить. Стать альтернативой железнодорожному коридору Восток--Запад или Южная Корея--Амстердам он едва ли сможет. А еще есть риск, что выделенные деньги разворуют.