Груз взят
«Евраз НМТП» за полгода почти на четверть увеличил грузооборот
В первом полугодии Находкинский морской торговый порт (НМТП, контролируется «Евразом») показал рост грузооборота на 24%, объем грузов «Евраза» при этом вырос на 50%. В порту говорят, что таких результатов удалось добиться благодаря изменению номенклатуры грузов, и это укладывается в тенденцию: долю собственных грузов в своих портах на Дальнем Востоке наращивают все компании. Эксперты считают, что это временный успех, а значение НМТП и его доля на рынке вскоре снизятся.
Объем грузоперевозок ОАО «Евраз Находкинский морской торговый порт» (НМТП) за первое полугодие увеличился на 24% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составил 4,4 млн т. Об этом сообщили в пресс-службе компании. Наибольший рост обеспечили угольные причалы: за шесть месяцев перевалено около 2,5 млн т угля против 1,6 млн т в прошлом году. Погрузки за июнь, добавили в компании, выросли в полтора раза — с 516 тыс. т годом ранее до 776 тыс. т, основной рост дали уголь (в 1,7 раза) и металл (в 1,3 раза). По итогам всего 2013 года грузооборот порта вырос на 8,1%.
В пресс-службе порта пояснили, что «НМТП сосредотачивается на продукции металлургических и угледобывающих предприятий „Евраза“, перегрузка которых проще и занимает меньше времени». Доля грузов «Евраза» в грузообороте НМТП достигла 70%, говорит источник „Ъ“, но в этом порт не уникален: крупные компании неуклонно наращивают потоки собственных грузов через принадлежащие им дальневосточные порты.
Так, ЗАО «Дальтрансуголь» (СУЭК) за прошлый год переработало 13,7 млн т угля, прирост составил 14%. ОАО «Торговый порт Посьет» (управляется «Мечел-Трансом») переработало 4,1 млн т угля с объектов «Мечела», в том числе ХК «Якутуголь». ОАО «Ванинский морской торговый порт» за 2013 год перевалило 3,9 млн т угля, прирост составил 2,5 млн т по сравнению с 2012 годом, когда «Мечел» и связанные с ним структуры еще не владели портом. ОАО «Восточный порт» (Находка, контролируется Eastern Stevedoring Holdings Corp., предположительно связана с «Кузбассразрезуглем») за 2013 год переработало 17,4 млн т угля, что незначительно выше уровня 2012 года. Но по итогам первого квартала компания объявила о росте перевалки угля на 14,2% — до 4,93 млн т.
ОАО «Евраз НМТП» — один из крупнейших стивидоров на Дальнем Востоке (третье место по грузообороту в бассейне), контролируется «Евразом» — вертикально интегрированной металлургической и горнодобывающей компанией, входящей в топ-20 производителей стали в мире (16,1 млн т стали в 2013 году, консолидированная EBITDA — $1,821 млн). В портах Дальневосточного бассейна по итогам 2013 года среди сухих грузов доминирующее положение занимал уголь: на него пришлось 54,43 млн т из 83,36 млн (65%), еще 11,8 млн т заняли контейнеры (14%), 4,57 млн т — черные металлы (5,4%).«У „Евраза“ своя стратегия. Они должны обеспечить в первую очередь свои грузы. И остальным компаниям отдают то, что остается,— говорит заместитель гендиректора Дальневосточного НИИ морского флота Евгений Новосельцев.— То, что пошло металла больше,— это позитивно. Значит, наши металлурги пробиваются на внешний рынок. Особенно положительно новость выглядит на фоне того, что „Мечел“ выдавил экспортеров металла из своего порта Ванино, освобождая мощности под свой уголь, который является низкотарифным грузом».
«Думаю, у НМТП временный успех и объясняется тем, что обработка угля и металла проще, чем генеральных грузов»,— считает гендиректор ЗАО «Морская инженерная компания» Юрий Рыбалкин. Но со строительством новых специализированных портов и увеличением мощности Восточного порта (см. материал на этой же странице), полагает он, позиции НМТП ослабнут и его доля на рынке существенно снизится. «Инициаторы проектов по строительству новых портов не соотносят свои планы с возможностями железной дороги. Ее пропускная способность сейчас составляет менее 80 млн т груза в год, тогда как бизнесу требуется перевозить как минимум в два раза больше»,— говорит эксперт.