Любовь и краски
Автомобиль как объект изобразительного искусства
Тем не менее есть немало художников, для которых автомобиль является единственной в мире желанной темой для творчества. На автошоу или гонках можно встретить стенд с картинами "на тему", а то и вовсе увидеть художника за работой.
Герои этого материала очень разные. По всем параметрам - пол, возраст, страна проживания, образование, уровень опыта, техника рисунка. Но тематика у всех одинаковая.
В числе прочего мы интересовались у персонажей, как они лично определяют для себя жанр. Вот на картине рыжий Camaro. Это его портрет? Или натюрморт? Или если речь идет про лошадиные силы, то это и вовсе - анималистика?
К единому мнению прийти не удалось. Один художник, когда рисует автомобиль, старается сосредоточиться на объекте. Поэтому, говорит он, для него это портрет. Другому в картине очень важна композиция, поэтому, подумав, он называет свои работы натюрмортами. Третий идет еще дальше. "Когда я рисую отражение автомобиля в детали другого автомобиля, в картине присутствует так много различных элементов, которые в совокупности создают пейзаж в разных измерениях".
Но есть предположение, что воспроизведение автомобиля на холсте или бумаге стоит отнести к бытовому жанру. Потому что это отражает современную жизнь человека, который зачастую хочет иметь у себя дома картину именно своего автомобиля. Или к жанру историческому: многие художники выбирают в качестве объекта машины "важные для отдельного народа или всего человечества" машины прошлого. Эта цитата из энциклопедии вполне сюда подходит.
Маркус Хауб
Я родился в городе Майнц в Германии. У меня есть два брата, один из них - мой брат-близнец! В детстве я рисовал все подряд, а с 13 лет - одни автомобили, в основном спортивные. Сначала те, что видел вокруг, а потом стал придумывать свои собственные. Когда узнал, что можно учиться автомобильному дизайну, мне сразу стало ясно, что именно этого я хочу.
Транспортный дизайн я изучал в Университете Пфорцхайма, стажировался в Opel, Audi и других компаниях. На работу меня взяли в европейский дизайн-центр Volkswagen Group, он расположен в Сиджесе. В 2000 году я перешел в недавно открывшуюся тогда в Испании студию Renault и переехал в Барселону.
Со временем я стал чувствовать, что мне больше не нравится то, чем я занимаюсь. Я работал тогда над проектом электрического автомобиля, который позже назвали Twizy. Уволился на следующий день после летнего отпуска. Это было в 2007 году. Я не собирался сразу искать работу ни в какой другой компании. Просто хотел пожить в Барселоне, подумать о будущем. Потом начался кризис, получить работу в качестве внештатного дизайнера было трудно. И я начал рисовать. Все получилось как-то очень естественно.
Я люблю смотреть на гоночные автомобили на треке, слушать их, чувствовать их запах. Порой земля вибрирует, когда они едут мимо. Недавно я был в Спа-Франкоршам. На спуске прямо перед кривой Eau Rouge автомобили едут так близко от ограждения пит-лейна, что вы можете почти коснуться их.
У меня три автомобиля. Ferrari 308 GT4 1977 года я купил три года назад у одного автомобильного дизайнера. Еще у меня есть Porsche 911 1968 года, я участвую на нем в разных ралли классических автомобилей. Недавно ездил на трехдневное ралли Sachs Franken Classic. В прошлом году - на Silvretta Classic в Альпах. А на каждый день у меня Porsche 911 1993 года выпуска, я проехал на нем почти сто тысяч километров за последние десять лет.
В работе я всегда отталкиваюсь от моих фотографий: мне важна не только модель автомобиля, но и перспектива, контрастность, цвет и свет. Раньше в моих работах было больше цифрового изображения, которое я пытался сохранить, теперь я все больше работаю на холсте.
Как дизайнер я предпочитаю рисовать карандашом или шариковой ручкой. Но мои картины - это дикая смесь различных методов, цифровых и аналоговых. Я использую все виды материала, акриловые или флуоресцентные краски, воск, карандаши, клей, лак. Свой стиль я вырабатывал много лет.
Мне нравятся граффити. Не могу назвать какие-то конкретные имена, просто то, что вижу на улице. Помню, меня сильно поразили портреты Франсуазы Нилли, когда я впервые их увидел. Она использует яркие флуоресцентные краски, они как вспышки!
Иногда я работаю для журналов - Intersection, Motor77, Petrolicious. А так у меня есть несколько сайтов. Помимо художественного проекта Speedstar Gallery, я с моим другом дизайнером уже семь лет веду автомобильный фотоблог www.formfreu.de.
Я люблю то, чем я занимаюсь, и занимаюсь тем, что люблю. И я счастлив, что мое занятие искусством позволяет мне жить так, как мне хочется.
Адриан Миту
Мне 29 лет, а родителям - всего по 53 года, они у меня очень молодые! Мама всегда увлекалась искусством, а папа - техникой, может быть, поэтому я очень "технический" парень, но с художественным чутьем.
Мой отец - механик-самоучка. Когда мне было одиннадцать, он собрал Dacia из разных запчастей, которыми были буквально завалены весь наш дом и двор. Однажды вечером мы с отцом смотрели теннис, кажется, играли Пит Сампрас и Грожан Себастьян, я точно не помню, и папа нарисовал мне Oltcit Club, это румынский вариант Citroen Axel, но гораздо симпатичнее. Я был поражен тем, как на бумаге можно выразить форму того, что выходит за ее пределы. Сейчас у моего отца - Ford Mondeo 2005 года. А у меня - много автобусов, метро и такси.
В детстве я рисовал все подряд - лошадей, дома, автомобили. Больше всего нравилось рисовать именно автомобили, но я и не мыслил о такой профессии, как автомобильный дизайнер. Когда я готовился к поступлению в архитектурный колледж, который окончил в прошлом году, мой преподаватель ругал меня, потому что я всегда рисовал большие автомобили, стоящие перед зданиями, и ему это не нравилось.
Я хочу стать автомобильным дизайнером и работаю над тем, чтобы моя мечта осуществилась. Я разделил свой день на три части. Утром рисую - вдохновляюсь великой классикой, потом работаю над концепт-каром для своего портфолио, вечером - ищу и изучаю интересные проекты из других областей дизайна, таких как архитектура, техника.
В автомобилях меня привлекает их скульптурность. Рисование для меня - это своего рода историческое исследование. У меня есть огромная папка с вырезками и фотографиями самых разных автомобилей. Каждое утро я листаю ее, выбирая, какую машину буду рисовать именно сегодня.
Из моих утренних упражнений и родился проект Aquarelief, я еще называю его "утренний кофе". Потому что рисую я по утрам и пью кофе - как же иначе. В первую очередь через эту страничку на Facebook я хотел получать какие-то отзывы на мои работы. Но это дало мне намного больше. Например, увидев мои труды в интернете, ребята из Peugeot пригласили меня на мероприятие для поклонников марки в рамках Женевского автосалона, где была в том числе встреча с дизайнерами. Потрясающая поездка! У меня было такое чувство, будто я выиграл в лотерею.
Я пробовал разные методики рисования. В основном я использую акварель и тонко отточенный простой или цветные карандаши. Можно, например, вместо красок использовать кофе, получится бледный, монохромный рисунок. Я так поступаю, когда нужно сделать быстрый набросок, в котором надо показать только формы автомобиля. А вообще работа над одним рисунком занимает от одного до пяти часов.
За прошедший год я нарисовал больше 320 "утренне-кофейных" работ и еще порядка ста, которые продал или подарил. Конечно, я хотел бы зарабатывать таким образом деньги, они мне не помешают, пока я ищу работу в сфере автомобильного дизайна. Раньше я не думал о таком способе заработка, но оказалось, что это вполне реально, особенно после выставки, которая прошла в конце июня в моем родном Бухаресте.
Моника Годсмарк
Я родом из Ниско, небольшого городка на юго-востоке Польши. Мой отец - немец, а мать - полячка, поэтому мы с моей старшей сестрой воспитывались в мультикультурной среде. Мне еще не было и двух лет, когда мы переехали в Западную Германию, так что выросла я в Эссене. Я окончила в 2008 году Высшую школу прикладных наук в Дюссельдорфе по направлению графического дизайна, получила специальность иллюстратора. С тех пор работаю фрилансером в качестве иллюстратора и художника. Я делаю семейные портреты, разрабатываю дизайн для поздравительных открыток и свадебных приглашений, есть много заказов от рекламных агентств.
В детстве мне нравилось рисовать животных и моих родных. Я обожала книжки с иллюстрациями Оливера Джефферса и Вольфа Эрлбруха. Сегодня я сама иллюстрирую книги, из них моя любимая - Scared Кэрол Бридлав про совенка Оливера.
Мне заказали нарисовать автомобиль к столетию Alfa Romeo в 2012 году. Работая над картиной, я заметила, что техника рисунка, которую я использую, идеально соответствует ностальгической атмосфере, которой окружены классические автомобили. Затем у меня были проект с Aston Martin, Chevrolet и Cadillac. На данный момент у меня больше 30 работ в рамках проекта, который я назвала cars-on-paper - "автомобили на бумаге". Я выставляюсь на разных классических автошоу, в том числе Techno Classica в Эссене, где продаю свои работы, не только оригиналы, но также принты и плакаты.
Мы с мужем сейчас восстанавливаем классический Mini. Надеюсь, он будет готов покорять дороги Дюссельдорфа уже в следующем году. А у моего дяди джип "УАЗ", который он тоже восстанавливал. Это ведь русская машина?
Я училась рисовать, глядя на фотографию или иллюстрацию в журнале, пыталась скопировать ее как можно точнее. Подобную технику я изучала в университете, что помогло мне разработать свой собственный стиль, который очень фотореалистичен.
Сначала я делаю фотографии, например, на тех же выставках олдтаймеров. При этом я стараюсь экспериментировать с ракурсами и перспективой. Я люблю формы, линии и изгибы классических автомобилей. И я очень уважаю любовь и преданность, которые владельцы таких машин испытывают к своей технике.
Еще я делаю коллажи на автомобильную тему, в них есть возможность отразить не только автомобиль, но и его историю, что придает работам немного ностальгический характер. Коллажи позволяют мне комбинировать различные материалы и создавать многослойное изображение, это настоящая свобода творчества. А работа с простыми и цветными карандашами позволяет мне контролировать точность проработки деталей, смешивать цвета и определять контрасты. Каждый такой рисунок тоже состоит из многих слоев - тонких карандашных линий, которые создают плавное сочетание различных оттенков.
Для меня не имеет никакого значения, работаю я над коммерческим заказом или бесплатно делаю рисунок только для своего портфолио. Я одинаково вкладываю в них самоотверженность и любовь.
Иэн Кук
Мне не нравится работать под своей фамилией Cook, потому что ее все время пишут неправильно, например Cooke или даже Cool. Поэтому в основном я известен как Popbang Colour.
Я из Западного Мидленда, центра британского автомобилестроения. И я страстный автолюбитель, на что в немалой степени повлиял мой дядя, который всю жизнь работает в автомобильной отрасли, в его послужном списке Austin, Rover, Honda, BMW, Ford, Volvo, Jaguar Land Rover. Когда мне было 16 лет, он мне устроил неделю "работы" в автомобильной компании: я мог ходить словно тень за инженерами и конструкторами и наблюдать за всем, что они делают. Работа у них оказалась не такая гламурная, как я ожидал.
Я учился изобразительному искусству, если конкретнее - живописи. В 2006 году на Рождество моя экс-экс-герлфренд подарила мне радиоуправляемый автомобиль, Молнию Маквин из мультфильма "Тачки". И сказала: "Только не носи его в свою мастерскую и не рисуй на нем". И я решил, что именно это и надо сделать.
Я подумал - почему бы не попробовать рисовать при помощи колес радиоуправляемой машины? Сначала - просто цветные круги. Я преподавал в то время, и этот эксперимент стал частью учебной программы - так я показывал студентам, как смешивать цвета. Потом таким способом я нарисовал медвежонка Падси для благотворительной организации BBC "Дети в беде". А потом и первую машину - это была Honda Civic Type R. Я художник, и я люблю автомобили. То, что я делаю, соединяет две мои страсти вместе. В итоге автомобили рисуют автомобили.
Первые свои работы на публике я делал в торговом центре Вулвергемптона. Всем было интересно, приехали местные газеты, телевидение. Потом мной заинтересовались и национальные СМИ. Но настоящий медиавзрыв случился после того, как в 2008 году я сделал для Reebok потрет Льюиса Хэмилтона размером с трехэтажное здание, который потом вывесили рядом с Тауэрским мостом.
За год я обычно делаю от 75 до 100 работ. Мне нравится, что автомобили, которые я рисую, выглядят так, как будто движутся с большой скоростью. Ведь именно для этого автомобили и делают.
Процесс рисования выглядит так: краска наносится на бумагу, а автомобили потом распределяют ее. Иногда, конечно, что-то идет не так и я ошибаюсь, но ошибки могут стать частью картины, сделать ее интереснее.
Если я работаю для какой-то автомобильной компании, скажем Jaguar или Chevrolet, я покупаю для работы автомобили именно этих брендов. Для компаний это принципиально. Я как-то работал с Ferrari, и у меня появилось пять новых "кисточек", в том числе Ferrari 458 Italia.
Мне все время нужны батарейки. Как-то я условился с заказчиком, что за работу он заплатит не деньгами, а батарейками. Я попросил пятьсот штук, а мне выдали пятьсот коробок. 12 000 батареек! Я их больше четырех лет использовал!
Я считаю, это ключевой момент, что я работаю на разных мероприятиях и люди видят, как создаются картины. Неважно, этап это "Формулы-1" или праздник в супермаркете. Мне нравится работать у всех на виду.