«Трансфингруп» хочет стать немного вагоностроителем
Компания претендует на покупку блокпакета НКВЗ
Совладельцы ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (Кемеровская область) ведут переговоры о продаже блокирующего пакета акций предприятия московской «Трансфингруп». В настоящее время близкая «Трансфингруп» компания «ТФМ-логистик» является одним из основных покупателей новокузнецких грузовых вагонов. Обсуждение сделки происходит на фоне роста российского вагоностроения, вызванного резким сокращением импорта из Украины.
Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство московского ЗАО «Управляющая компания „Трансфингруп“» о приобретении 25% плюс одна голосующая акция ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (НКВЗ). На сайте ведомства указывается, что, рассмотрев обращение покупателя в соответствии со ст. 28 закона «О защите конкуренции», служба установила, что «сделка… не приведет к ограничению конкуренции».
ОАО НКВЗ создано в феврале 2008 года на базе завода по ремонту металлургического оборудования. Завод выпускает полувагоны для перевозки угля (3,7 тыс. штук в 2012 году — седьмое место в России в общем выпуске вагонов и третье в производстве только полувагонов). Согласно отчетности, выручка предприятия в 2013 году упала на 15,3%, до 6,2 млрд руб., чистая прибыль сократилась в 23,4 раза и составила 4,23 млн руб.
Представитель НКВЗ Наталья Росс сообщила со ссылкой на «одного из собственников», что официальный комментарий последует только после заключения сделки, а этого пока не произошло. Отказались комментировать планы приобрести акции вагоностроительного завода и в УК «Трансфингруп». В областном департаменте промышленности о возможной продаже акций НКВЗ не слышали.
ЗАО УК «Трансфингруп» и ОАО «Трансфин-М» входят в группу компаний, подконтрольных НПФ «Благосостояние». «Трансфингруп» управляет принадлежащими фонду акциями ОАО «Объединенные кредитные системы» (через эту компанию контролируются банковские активы «Благосостояния», включая банки «Абсолют» и «КИТ Финанс», а также «Трансфин-М»). Ранее федеральные компании не делали крупных инвестиций в машиностроительную отрасль Кузбасса.
По данным аналитиков, производство вагонов в РФ переживает не лучшие времена. С 2010 года рынок рос до рекордного показателя в 2012 году — 71,2 тыс. единиц, но затем произошло его насыщение. Производство грузовых вагонов в 2013 году сократилось на 15%. Ряд операторов в прошлом году скорректировали свои планы по закупке вагонов из-за ситуации на рынке грузовых перевозок. Правда, по данным отраслевого портала машиностроения, в первом квартале 2014 года вновь произошел рост — на 11% в годовом исчислении. Впрочем, это объясняется не улучшением экономической конъюнктуры, а политическими причинами — кризисом на Украине, обвалившим производство.