Секунданты
Александр Бахарев, журналист, Москва
Как мы привыкли оценивать темперамент автомобиля? По количеству секунд, разделяющих состояние его неподвижности и движения со скоростью 100 км/ч? Оставьте! Ибо стандарт этот уже давно утратил актуальность.
Один мой знакомый приобрел недавно подержанный Mercedes-Benz S63 AMG в 221-м кузове. Я тогда пожал плечами: на роль машины выходного дня больше подходит S65 AMG, который на вторичном рынке стоит не дороже, зато куда мощнее и разгоняется куда злее "шестьдесят третьего". В ответ знакомый принялся с жаром доказывать, что ускоряются обе модели одинаково:
- S65 набирает "сотню" за 4,4 секунды, S63 - за 4,6. Разве можно ощутить разницу в две десятых без измерительного оборудования?
Увы, в современном мире все давно уже не так. И нельзя оценивать по устаревшему стандарту динамику современных сверхмощных моделей, набирающих пресловутую "сотню" лишь на пару-тройку секунд медленнее, чем болиды F1. Отрезок 0-100 км/ч уже слишком короток. Я-то на собственном опыте знаю, что по разгону S63 и S65 - как истребители дозвуковой и сверхзвуковой: атмосферному V8, которым снабжается S63, далеко до сногсшибательной турбомощи V12 беспредельного S65. Непохожесть характеров этих двух "Мерседесов" наиболее ярко описывает время разгона 0-200 км/ч: S63 AMG - 17,3 секунды, S65 AMG - 13,3.
Полновесные четыре секунды! Запросто почувствуете разницу без всякого измерительного оборудования.
Разумеется, разгоны до 200 и тем паче до 300 км/ч далеки от реальной жизни. Зато они позволяют оценить злобность ускорения, так сказать, в быту, в повседневном вождении. Надо, например, обойти длинную фуру, идущую по шоссе со скоростью 120 км/ч. S63 совершит обгон просто быстро - как добротный спорткар. Тогда как за рулем могучего S65 рассчитывать обгон вообще не приходится, почти как в седле спортбайка. Увидел просвет на встречной, открыл полностью газ - и огромный седан ринется вперед с полупрезрением к законам физики, оставив фуру позади в мгновение ока. Незабываемое чувство дорожного всемогущества! И при чем здесь поросший мхом разгон 0-100 км/ч?
Не случайно в мире мотоциклов давно отказались от стандарта 0-100 км/ч. Все современные спортбайки набирают "сотню" примерно за три секунды, невзирая на мощность и цену. Не важно, легкий под вами мотоцикл или тяжелый, мощностью 150 сил или все 200, - разгон до 100 км/ч все равно будет одинаковый, те самые три секунды, поскольку сразу после старта большая часть энергии мотора тратится на пробуксовку, а львиная доля мастерства пилота - на борьбу с ней. Зато ускорение до 200 км/ч расставляет точки над i: спортбайки средней цены и средней мощности достигают этого рубежа за 9-10 секунд, тогда как флагманские литровые модели набирают 200 км/ч за 7-8 секунд. Вот уже здесь разница налицо.
Вернемся, впрочем, в мир автомобилей. Традиция измерения динамики в разгоне с места до какой-либо скорости уходит в начало XX века. Популяризировать этот параметр в автокаталогах начали с 50-х годов. Co временем порог скорости-рубежа поднимался все выше и выше. Возьмем для примера флагманские "Мерседесы", раз о них зашла речь с самого начала.
Каталог 1953 года. Седан Mercedes-Benz 300 Adenauer (W186) до 60 км/ч разгоняется за 6,3 секунды. Это хорошо или плохо? Наверное, хорошо, поскольку речь идет о "Мерседесе". Современные автомобилисты параметр 0-60 км/ч, что называется, не чувствуют.
Каталог 1964 года. Флагманский Mercedes-Benz 600 (W100). До 80 км/ч автомобиль ускоряется за 6,8 секунды. Тоже не очень понятно.
Каталог 1976 года. Культовый ныне 450SEL 6.9 (W116). Тут все ясно: привычные 0-100 км/ч и вполне понятные 7,4 секунды.
Как видите, стандарту 0-100 км/ч почти полвека. Может, пора менять систему координат и снова поднимать планку?