Невообразимое в Бразилии
Хозяева чемпионата мира разгромлены немцами
Главная аномалия этого и так-то уже перевернувшего очень многие представления о футболе чемпионата мира была, как выяснилось, припасена на его концовку. На полуфинал в Белу-Оризонти, который обещал жаркую схватку двух величайших футбольных империй, а обернулся величайшей бразильской катастрофой. Немцы разнесли хозяев первенства с унизительным счетом 7:1, забив им пять голов уже за первые полчаса, словно противостояли сборной Германии не пятикратные чемпионы мира, смертельно хотевшие шестого титула, пусть без двух лидеров — Неймара и Тиагу Силвы, а собранные на пляже любители.
Этот матч оставил после себя кучу картинок, вызывающих сильнейшие эмоции. Картинок, которые и спустя годы будут пристально рассматривать, чтобы пережить то же самое, что пережили те, кто его видел, чтобы попробовать поверить в то, что нечто подобное действительно могло произойти в футболе.
Болельщики в бразильских цветах на трибунах, размазывающие по лицам, еще какой-то час назад светившимся огнем большой надежды, ручьи горючих слез. Мечущийся по бровке в конце первого тайма, что-то кричащий команде Луис Фелипи Сколари, словно не понимающий, что 0:5 — это уже приговор, что крики тут уже бессмысленны. Широкие, до ушей, улыбки на лицах немецких футболистов, ждавших чего угодно, но только не того, что встреча двух фаворитов чемпионата обернется их карнавалом и чужим унижением. Ждавшие, допустим, убедительного реванша за осечку в единственном до сих пор столкновении с бразильцами на чемпионате мира — в финале турнира 2002 года, проигранного Германией — 0:2. А дождавшиеся — реванша фантастически сладкого.
Пустые, без единого микроскопического следа радости глаза Оскара, все-таки поразившего немецкие ворота на 90-й минуте. Рыдания Давида Луиса, который, кажется, кое-как дотерпел до финального свистка, чтобы не расплакаться еще во время игры, а уж дотерпев, не сдерживался. Моментально перекочевавшая на страницы газет строчка из Twitter немецкой легенды Франца Беккенбауэра: "Что это было?!"
И, конечно,— большое табло стадиона в Белу-Оризонти с жуткими, унизительными цифрами. С перечнем фамилий забивавших голы немцев, среди которых фамилия Мирослава Клозе, обошедшего в списке лучших бомбардиров мировых первенств Роналдо,— локальное бразильское унижение посреди унижения грандиозного. В истории Бразилии, напичканной футбольными триумфами, случались очень горькие, очень обидные поражения (см. справку). Такого — из разряда тех, что давно уже научились избегать и футбольные карлики вроде Андорры или Фарерских островов,— не случалось никогда.
Даже странно, что проигравшие находили в себе силы произнести какие-то слова. Сколари, узнавший до этого, что значит побеждать 7:1, когда, будучи тренером португальцев, в 2004 году разгромил в отборе к чемпионату мира сборную России, а спустя десятилетие узнавший, что значит проигрывать 1:7, брал ответственность за катастрофу на себя. Давид Луис извинялся перед фанами. Фред говорил, что хуже дня в его жизни не было,— как не было, наверное, хуже дня у всех его партнеров. А дисквалифицированный на полуфинал и наблюдавший за бразильским позором капитан Тиагу Силва с комком в горле искреннее пытался сформулировать, отчего все закончилось вот именно так, говоря про ошибки игроков, тренера. Потом вдруг запнулся: "Вы просите у меня объяснить необъяснимое".
Кое-что объяснить, разумеется, было можно. Образ "сломанного" колумбийцами Неймара возникал в памяти во время вроде бы страстных, но каких-то пустых, безыдейных, захлебывавшихся бразильских атак. Образ отсутствующего Тиагу Силвы — когда Томас Мюллер, которому дали спокойно пробить "щечкой" после подачи углового, открывал счет и когда рекорд Роналдо обновлял Клозе, дважды стрелявший в несчастного Жулиу Сезара с одной, по сути, точки — из центра штрафной, так никем не накрытый.
И все равно вопросов, на которые нет и не может быть четкого ответа, было гораздо больше. Они громоздились один на другой.
Неужели сборная Бразилии может быть так зависима всего от двух — пускай замечательных — футболистов? Неужели психика ее игроков — в основном матерых, прошедших суровые испытания — настолько хрупка, что они могут расклеиться при 0:2, когда еще все можно поправить, и, вместо того чтобы ринуться поправлять, пропустить за следующие пять минут три гола? Чего в этом поражении вообще больше — бразильской слабости или немецкой мощи, стальной логики или стечения обстоятельств?
А еще — два вопроса, имеющие уже непосредственное отношение к ближайшему будущему победителей. Какая все же сборная Германии на этом чемпионате мира настоящая — та, что мучилась с ганцами, американцами и алжирцами, уверенно, но без явного блеска выбившая французов, или та, что стартовала на чемпионате, разметав в клочья бывшую сборную Сколари — португальскую, а затем совершившая жесткую экзекуцию над сборной нынешней — бразильской? И как ей переварить этот матч, собственный грандиозный успех?
Проблема на самом деле отнюдь не пустяковая — встававшая перед десятками команд, полагавших, что, пройдя самого страшного среди соперников, они расчистили дорогу к золоту, а затем опущенных с небес на землю соперником менее страшным. Про немцев после встречи в Белу-Оризонти писали, что сам по себе их выигрыш у бразильцев уже можно приравнять к чемпионскому титулу. Это неправда. Правда в том, что титул будет разыгран лишь в воскресном финале. И в том, что перед немцами стоит, может быть, сложнейшая задача среди тех, что вставали перед ними в последние годы: как принять эти 7:1 за исход аномальный, а не за доказательство собственной неуязвимости?
Германия—Бразилия 7:1
Мюллер, 11; Клозе, 23; Крос, 24, 26; Хедира, 29; Шюррле, 69, 79 — Оскар, 90 (1:7).
Германия: Мануэль Нойер — Филипп Лам, Джером Боатенг, Матс Хуммельс (Пер Мертезакер, 46), Бенедикт Хеведес — Бастиан Швайнштайгер, Сами Хедира (Юлиан Дракслер, 76), Месут Озиль, Тони Крос — Томас Мюллер, Мирослав Клозе (Андре Шюррле, 58).
Бразилия: Жулиу Сезар — Марселу, Давид Луис, Данте, Майкон — Луис Густаву, Фернандинью (Паулинью, 46), Оскар, Бернард — Халк (Рамирес, 46), Фред (Виллиан, 69).
Предупреждения: Данте, 68.
Судья: Марко Родригес Морено (Мексика).
8 июля. Белу-Оризонти, стадион Mineirao., 58 141 зритель.
Статистика матча
|