На российских дорогах могут появиться платные полосы

Пробки можно будет объехать за деньги. Федеральное дорожное агентство выступило с инициативой создания платных выделенных полос, воспользоваться которыми за фиксированную плату сможет любой желающий. Тем не менее, реализовывать такие идеи в России еще рано, для начала необходимо наладить уже существующие механизмы, уверены эксперты.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

На российских дорогах могут появиться платные выделенные полосы. С идеей, по данным газеты "Коммерсантъ", выступило Федеральное дорожное агентство. В часы пик на участки за деньги будут пускать всех желающих. Система оплаты должна быть автоматизированной. За основу разработчики взяли идею из США и Израиля.

В Израиле первая платная полоса для автомобилистов появилась в 2011 году. Взимать плату власти стали за въезд на крайнюю левую часть дороги на 17-километровом участке трассы от аэропорта Бен-Гурион до Тель-Авива. Стоимость проезда зависит от загруженности дорог — от 70 до 850 руб. Чем плотнее трафик — тем дороже. Текущая цена отображается на информационных щитах.

Дорога по выделенке занимает около 12 минут против часа по обычной части. Для въезда в машине должен быть установлен транспондер с радиометкой. За несанкционированный въезд взимается штраф. Бесплатно по участку могут курсировать автобусы и машины с тремя или четырьмя пассажирами.

В США платные полосы применяются в Сан-Диего и Лос-Анджелесе. Проезд может стоить от 50 центов до $10.

Первые платные полосы для авто, по данным экспертов, могут появиться на магистрали Москва-Домодедово. Цена за проезд по трассе составит не менее 100 руб. С учетом российских реалий, инновация приведет лишь к образованию новых пробок, заметил координатор общественного проекта "Движение" Андрей Орел.

"Если бы наши дорожники строили отдельную новую полосу, то я был бы всеми руками-ногами "за". Но, к сожалению, скорее всего, в нашей стране будет совсем по-другому. На этих загруженных трассах отберут у автовладельцев одну полосу, сделают из нее платную и будут собирать деньги. Я категорически против", — подчеркнул Орел.

Автомобилисты наверняка найдут способ обмана новой системы, уверены специалисты. Однако в реальности платная полоса может привести еще и к ложным штрафам и проблемам для владельцев машин, считает заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто.

"Когда это все придумали в Израиле, они запускали это одновременно с очень хорошей системой видеофиксации, надежной, хорошо работающей информационной базой, имеющейся в стране, и с системой приборов, которые дают возможность считать информацию. По заявлению, что будет у нас, я могу сразу предсказать. Будет огромное количество ошибок, будет куча деревянных камер висеть и так далее. Наладьте то, что существует", — отметил Моржаретто.

За чей счет будут возводиться платные полосы, пока непонятно. Но в Росавтодоре утверждают, что для строительства и организации участков понадобятся частные инвестиции по схеме ГЧП.

Алексей Киселев

Вся лента