"Сам подход к организации платных полос в корне неверен"

На российских дорогах могут появиться платные выделенные полосы. С идеей, по данным газеты "Коммерсантъ", выступило Федеральное дорожное агентство. В часы пик на участки за деньги будут пускать всех желающих. Система оплаты должна быть автоматизированной. Президент Ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов и директор сервисного центра группы компаний "Аркан" Аркадий Шматов ответили на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Петра Косенко.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Первые платные полосы для авто, по данным экспертов, могут появиться на магистрали Москва-Домодедово. Цена за проезд по трассе составит не менее 100 руб.

— Господин Шматов, как вам кажется, насколько реализуема технически эта идея? Про то, что деньги взимать у нас умеют быстро и эффективно — это понятно, а технически это организуемо?

А.Ш.: Технически, с моей точки зрения, это свободно реализуемо. Если даже представим такую ситуацию, что какую-либо из полос движения выделить под платный участок дороги, то непосредственно это только усугубит транспортное движение. Так что, я считаю, что это невозможно сделать.

— Господин Скворцов, вы согласны с этим мнением?

О.С.: Абсолютно согласен. Дело в том, что на Западе действительно есть выделенные полосы, платные полосы движения, но они делаются на многополосных дорогах, а, скажем, дорога в Домодедово имеет всего две полосы движения. Здесь явно не задумывалось такое. Но главное не в этом. Зачем нужно делать платные полосы?

Во всем мире это делается, только чтобы привлечь частные инвестиции, а у нас лишь бы сделать платную дорогу и отрапортовать, что мы ее сделали платной. Сам подход в корне неверен. Там совершенно другой финансовый механизм, и именно во имя этой идеи делаются платные дороги, а не просто для того, чтобы взимать плату.

— У меня возникает еще один вопрос: имеет ли смысл делать платный проезд там, где, в общем, и без того все более или менее нормально движется? По крайней мере, серьезных проблем на трассе в Домодедово особо не встречается. Господин Шматов, как вы считаете?

А.Ш.: Тут как раз вопрос в том, чтобы взимать плату с людей за то, что люди будут проезжать по определенным полосам движения. Если и делать платные участки, то надо привлекать инвесторов и строить отдельные дороги.

— Идея, которая уже была внедрена, всем известная платная дорога, платный объезд вокруг Одинцово — в общем-то, дорога удобная, по ней ездят, в том числе и с теми самыми транспондерами, идею которых хотят внедрить на платных выделенных полосах. Господин Скворцов, насколько идея для тех трасс, которые требуют быстрого передвижения, но при этом на которых есть определенные затруднения, может быть востребованной? Есть какие-то конкретные трассы в Московской области?

О.С.: Если говорить об обходе города Одинцово, то это совершенно другое дело. Во-первых, там есть инвестор, я уже не помню, кто там, но было долевое участие именно денег не из бюджета. В принципе, практически платная дорога будет эффективна на любом участке, где есть затруднение движения. Она его разгружает. Почему во всем мире пришли к платным дорогам? Просто бюджетов не хватало на то, чтобы обеспечить нормальное движение и эти возрастающие транспортные потоки. В этом случае это вполне реальная схема, и она оправдана. Причем когда за счет средств налогоплательщиков это строится, тут тоже вопрос не совсем корректный в части законодательства. Нет ли здесь двойного налогообложения: вы один раз взяли с меня транспортный налог, построили на него дорогу, а потом вы с меня еще начинаете брать плату за проезд с той дороги, которая построена за средства налогоплательщика.

— Да, здесь действительно есть казус.

О.С.: Не знаю, я боюсь здесь однозначно судить, но здесь, вопрос, конечно, есть.

Вся лента