"Именно частник должен рисковать"

Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской о геологоразведке

На геологоразведочные работы до 2020 года будет потрачено 320 млрд руб., заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. По его мнению, в эту отрасль необходимо активнее привлекать средний бизнес. Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской прокомментировал заявление ведущей "Коммерсантъ FM" Анне Казаковой.

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

— Как вы полагаете, в чем необходимость вложения средств в эту отрасль?

— Было бы странным не вкладываться в геологоразведку, когда мы планируем все-таки сферу недропользования поддерживать и дальше и делать добычу полезных ископаемых одним из ключевых направлений, на которых держится российская экономика, то есть вообще геологоразведка — это все-таки первое, с чего начинается всякая добыча полезных ископаемых. Поэтому и вкладываться в эту сферу как государству, так и частному бизнесу будет в любом случае необходимо.

— Сейчас какие основные проблемы в отрасли геологоразведочных работ?

— На самом деле вот нельзя, так сказать, акцентировать внимание только на одной, двух, трех проблематике, есть вопросы, связанные с углеводородными, есть вопросы, связанные с твердыми полезными ископаемыми, есть еще часть проблем, которые, в принципе, необходимо решать, но приоритетным на сегодняшний день мы считаем в части углеводородов стимулирование геологоразведки на новых территориях, создание поисковых так называемых заделок, где можно было бы уже в дальнейшем, после того, как будут открыты объекты, открыты месторождения, уже в дальнейшем осваивать новые территории, осваивать новые акватории. Это вот в сфере углеводородов, здесь основная задача — это стимулировать выход крупных компаний на новые территории, на новые глубокие горизонты, стимулировать внедрение новых технологий в добычу.

То есть это, в принципе, такой тренд, я бы сказал, не только нашей страны, но вообще мировой тренд, когда компании идут на какие-то новации. А что касается твердых полезных ископаемых, здесь сфера стимулирования немножко другая, здесь в основном ключевую роль должны играть как раз те самые средние компании, средние компании, которые готовы рискнуть, готовы заняться таким рисковым, я бы сказал, для недропользования делом, как геологоразведка, и для этого тоже необходимо предпринимать максимум усилий. Сегодня обсуждали тему вычетов для геологоразведки, и как раз это является одним из важных стимулов для проведения геологоразведки, конкретных целевых механизмов стимулирования геологоразведки. И как раз эти меры сегодня и поддержал Дмитрий Анатольевич.

— Минфин не поддерживает эту идею, Силуанов высказался, что…

— Ну, он, скажем, занял свою обычную позицию. Здесь я не ожидал, что Антон Германович на этом совещании вдруг выскажется за то, что надо поддержать льготу для геологоразведки, но, опять же, даже в его докладе было слышно, что сегодняшние льготы, сегодняшние механизмы стимулирования в сфере недропльзования, они в большей степени нацелены на разработку месторождений, на освоение уже открытых объектов, а нам нужно открывать новые, то есть делать геологоразведку для того, чтобы открывать новые объекты, давать возможность для развития отрасли не на 10-20 лет, а мы должны заглядывать на более долгосрочные перспективы за 30, за 40 лет.

— И как вы сейчас господина Силуанова будете убеждать?

— Цифрами, расчетами и будем искать, естественно, компромиссный вариант, чтобы с одной стороны, естественно, он не волновался за потери бюджета, а с другой стороны мы могли бы дать возможность капитализировать запасы, капитализировать объекты, но уже на новых территориях, тем самым на новых территориях потери бюджета будут минимальны.

— При благоприятном развитии ситуации, если ваше предложение примут, на какой эффект вы рассчитываете?

— По нашим расчетам, за 10 лет при наличии целевого механизма мы рассчитываем на прирост запасов по углеводородам на 2-3 млрд тонн.

— Каково вообще наше положение в области геологоразведки сейчас?

— В целом, как я уже сегодня рассказывал на заседании правительства, по углеводородам мы все-таки сохраняем лидирующие роли и с точки зрения прироста запасов, и с точки зрения объема добычи, и объема работ тоже, несмотря на то, что, конечно, они меньше, чем в Советском Союзе, как часто нас упрекают, но они по сравнению с теми странами, в которых тоже ведется активное недропользование, немаленькие, хотя, конечно, хотелось бы больше, в первую очередь геологоразведка на новых территориях, на тех территориях, где еще нет инфраструктуры, где еще можно открыть крупные какие-то месторождения.

— Господин Донской, какая роль государства должна быть в этом, это больше будет государственное участие или все же частные компании?

— Вы знаете, на сегодняшний день соотношение 1 к 10 государства и частных компаний, то есть частные компании больше, естественно, чем государство в геологоразведке. Будем стимулировать, конечно, в большей степени частные компании к проведению геологоразведочных работ, потому что это рисковая деятельность, именно частник должен рисковать и воплощать свой творческий потенциал в этой сфере.

Вся лента