По хартийной линии
Нижегородским таксистам предлагают работать более цивилизованно
Нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы ищет новые способы регулирования регионального рынка такси, который в последнее время лихорадит из-за конфликтов таксистов с диспетчерскими службами и нелегальными перевозчиками. Игрокам рынка таксомоторных перевозок предлагают наладить сотрудничество с налоговой службой, чтобы отслеживать таксистов, работающих нелегально, а также принять хартию добросовестных перевозчиков, чтобы гарантировать безопасность пассажирам. Сами участники рынка к идеям относятся неоднозначно и предрекают сложности с их реализацией.
Вчера в УФАС России по Нижегородской области прошло совещание, на котором встретились участники рынка таксомоторных перевозок: индивидуальные предприниматели, представители диспетчерских служб, профсоюзов таксистов и служб такси. Как сообщил журналистам по итогам мероприятия руководитель нижегородского УФАС Михаил Теодорович, участники дискуссии пришли к общему мнению: на рынке таксомоторных перевозок ощущается дефицит законодательного регулирования. По словам господина Теодоровича, критика была направлена на закон о такси, который не регулирует безопасность перевозок пассажиров, а также в адрес тех водителей, которые работают на рынке нелегально. «Эти водители нарушают требования безопасности, нерегулярно проводят технический осмотр автомобилей, не проходят медицинский контроль, работают на линии сверх положенного времени, нарушая режим труда и отдыха», — рассказал руководитель УФАС. По его мнению, эта проблема может быть решена на уровне самоорганизации. Поэтому участникам предложили рассмотреть возможность сотрудничества с налоговыми органами, разработать и принять добровольный стандарт поведения — хартию таксистов.
Сотрудничество с налоговой службой может быть выражено в объединении баз данных по таксистам с данными диспетчерских служб. Это должно помочь отслеживать нелегальных перевозчиков, уклоняющихся от уплаты налогов. «Сегодня на рынке таксомоторных перевозок работают тысячи человек. При этом во время проверок налоговой службы некоторые люди пишут заявление о том, что больше не оказывают услуг или сдают «нулевые» налоговые декларации. Поэтому модель взаимодействия налоговой службы и диспетчерских могла бы выглядеть следующим образом. Налоговая служба в рамках проверки по конкретным именам обращается с запросом и спрашивает, выходил ли водитель в определенный день на работу. Диспетчер отвечает, а налоговая делает соответствующие выводы», — пояснил господин Теодорович.
Что касается хартии таксистов, ее правила должны быть «короткими, понятными и реалистичными». «Например, это может быть ламинированная карточка, которую водитель держит в машине, где написано, что он не нарушает режим труда и отдыха, не нарушает законодательство о труде, вовремя обслуживает машину, следит за своим здоровьем и в этой части гарантирует пассажирам такой же уровень безопасности, как и другие перевозчики. И когда пассажир садится в такси, он видит эту карточку и понимает, что это ответственный человек, который соблюдает определенные нормы», — сообщил Михаил Теодорович.
По мнению руководителя УФАСа, диспетчерские службы такси могут принять коллективное решение о том, что не будут сотрудничать с таксистами, которые не поддерживают хартию, а пассажиры могут отказываться от поездки, если на лобовом стекле нет соответствующей карточки. Для того, чтобы система работала, правила игры должны принять все перевозчики, диспетчерские службы и сами таксисты.
Высказанные предложения оказались для участников совещания неожиданными, и они взяли время, чтобы их обдумать. По мнению Михаила Теодоровича, добросовестные водители не заметят произошедших изменений, в отличие от нелегалов, но в то же время «никакого сплошного сыска и доносительства» происходить не будет. В итоге все это должно привести к тому, что таксисты изменят модель поведения и будут работать на принципах корпоративной социальной ответственности.
Региональный директор диспетчерской службы «Сатурн Поволжье» Наталья Сафронова идею создания хартии в целом оценивает положительно: «Рынок большой, на нем работает много людей, кому-то это будет интересно, кому-то нет. Мы не против принятия хартии, и если ее создадут, то своим водителям мы о ней расскажем. Если они захотят, то пускай подписываются. Но мне кажется, что эта идея требует длительной раскрутки». Что касается сотрудничества с налоговой службой, то, по словам Натальи Сафроновой, от него «Сатурн» никогда не отказывался. «Нас проверяли, нам присылали запросы о таксистах, и мы предоставляли данные. У нас работает более тысячи водителей, и после принятия закона о такси мы сами помогали оформлять им разрешения на перевозку. По документам у нас все зарегистрированы как ИП, все официально. Но дело в том, что после того, как в прошлом году предпринимателям повысили процент отчислений в Пенсионный фонд, они пришли к нам, ругались, спрашивали, во что мы их втянули. И теперь я не могу гарантировать, что 100% наших сотрудников до сих пор зарегистрированы как ИП», — говорит госпожа Сафронова. Кроме того, отмечает руководитель диспетчерской службы, она понимает проблемы перевозчиков и «не хочет их закладывать».
Председатель профсоюза таксистов Юрий Фомин говорит, что предложенные идеи неплохие, но «сложно представить, как они будут работать в рамках существующего законодательства». «Если говорить о доброй воле и принятии хартии, то, на мой взгляд, перевозчикам она не нужна, им нужны нормальные тарифы. Если хартию примут диспетчерские службы, то ничего не выйдет, потому что таксисты сегодня и без того недовольны сотрудничеством с диспетчерскими службами», — рассуждает предприниматель. Что касается сотрудничества диспетчерских служб и налоговой, то, по словам Юрия Фомина, он как ИП, который платит налоги, ратует за него, но при этом отмечает, что не знает, насколько это сотрудничество продуктивно. «Дело в том, что сегодня 70% разрешений выдается по серым схемам. Этому способствует закон, который написан так, что его можно обойти. И достоверных данных о том, кто и как работает, нет», — отмечает эксперт. В целом, по его словам, предложенные идеи хороши, но насколько они своевременны, оценить сложно, и их реализации понадобится участие городских властей.