Евразийский тройник
Создана концепция единого энергорынка ЕАЭС
Подготовлен проект концепции единого энергорынка России, Казахстана и Белоруссии. Он предполагает реформу внутренних рынков соседей примерно по российскому образцу и создание наднационального рынка. Но эта интеграция, ожидаемый экономический эффект которой зиждется на задействовании связей времен СССР, может обернуться проблемами. Страны развивали энергетику без надежд на объединение, и мощности дублируются. В результате в России, и так профицитной по мощности станций, окажутся лишними еще 10-12 ГВт.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) представила госорганам России, Белоруссии и Казахстана проект концепции формирования единого энергорынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Проект выполнен ФГБНИУ "Совет по изучению производительных сил" по заказу ЕЭК, коллегия которой осенью должна рассмотреть согласованный и доработанный вариант. До 1 июля 2015 года концепцию нужно утвердить, год спустя должна быть принята программа формирования энергорынка, а до 1 июля 2019 года планируется подписать международный договор о его создании.
"Ъ" удалось ознакомиться с проектом. По нему, во всех трех странах планируется разделить конкурентные и монопольные виды деятельности в энергетике и ввести рынок мощности по российскому образцу. На наднациональном уровне будет работать рынок электроэнергии. Потребители смогут заключать долгосрочные договоры на закупку электроэнергии с поставщиками из других стран ЕАЭС и получат равный доступ к инфраструктуре по ее передаче. На спотовом рынке будет продаваться электроэнергия в объеме пропускной способности трансграничных ЛЭП с того рынка, где цена в данный момент наименьшая. К 2019 году должны заработать сегмент долгосрочных договоров и балансирующий рынок, спотовый — в тестовом режиме.
Наднациональными органами станут Совет ОЭР союза (эквивалент НП "Совет рынка" в России) и координаторы системных операторов, сетей и регуляторов.
В результате объединения рынков, ожидают разработчики концепции, страны ЕЭК получат дополнительный рост ВВП на $7,2 млрд, экспорт электроэнергии за пределы Единого экономического пространства превысит 30 млрд кВт ч (сейчас — 14 млрд кВт ч), трансграничные ЛЭП будут загружены не на 20%, как сегодня, а на 95% с пятикратным ростом перетока — до 27 млрд кВт ч. Уже на начальном этапе, по оценкам авторов, можно получить положительный эффект от поставок из Казахстана в Белоруссию в объеме $250 млн в год и от использования транзита через Казахстан дешевой энергии сибирских ГЭС в европейскую часть России в объеме $150 млн в год.
Выгоды, на которые рассчитывают при объединении рынков, основаны на использовании энергоинфраструктуры, заложенной еще в СССР. Она формировалась как единая, и разделение на отдельные государства обесценило ряд крупных проектов. Наиболее ярким примером являются простой и частичное разрушение ЛЭП 1150 кВ, объединяющей энергосистемы Сибири и европейской части России через Казахстан. Однако в последние 20 лет страны развивали свою инфраструктуру без учета возможной реинтеграции, восполняя дефицит, который возник из-за распада связей. Во всех странах новые станции строились и там, где при СССР планировалось использовать мощности в соседней республике. Уже были случаи, когда эти станции в итоге простаивали. Так, "Интер РАО" в 2013 году оказалось выгоднее импортировать электроэнергию из Казахстана с принадлежащей ей Экибастузской ГРЭС-2, чем загружать омские станции ТГК-11.
При этом глобального дефицита мощности в целом в ЕАЭС тоже нет: она используется только на 52% (см. таблицу). В России, энергосистема которой превосходит по масштабу энергосистемы соседей в 10-30 раз, имеется заметный профицит мощности: на конец 2013 года она составляла 226,5 ГВт при пике потребления 147 ГВт. А с учетом того, что авторы исследования ожидают только снижения суммарного максимума нагрузки (по России — на 5 ГВт) и потребности в мощности (по России — на 10-12 ГВт, или 15-20 млрд руб. в год), профицит будет только расти. С точки зрения выработки электроэнергии небольшой дефицит есть в Белоруссии, но и он сокращается. В Казахстане при производстве 91,9 млрд кВт ч потребление составляет 89,6 млрд кВт ч. В России потребление электроэнергии в 2013 году упало на 0,6%, до 1031 млрд кВт ч, производство составило 1045 млрд кВт ч.
Авторы концепции рассчитывают на эффект сближения цен после введения общего рынка. По их оценке, прогноз оптовой цены на общем рынке к 2020 году — $0,05 за 1 кВт ч в ценах 2010 года, что даже выше нынешнего уровня цен в России. Но источник "Ъ", знакомый с методикой расчета, полагает, что он основывается на устаревших данных и реально для российских потребителей уровень цен не изменится. При этом, добавляет глава департамента исследований ТЭКа Института проблем естественных монополий Александр Григорьев, на общий уровень цен больше повлияет гармонизация тарифов на передачу электроэнергии. Она может быть введена только путем договоренностей, а какими они будут, еще непонятно даже приблизительно.
У российских регуляторов уже есть "ряд технических замечаний" к концепции. "Избыточное внимание уделено структуре наднациональных органов при отсутствии четкого понимания выполняемых ими функций",— поясняет представитель "Системного оператора". "Основную задачу мы видим в организации интерфейса между тремя национальными рынками, которые сейчас весьма сильно различаются",— добавляет глава правления НП "Совет рынка" Максим Быстров. По его мнению, детального обсуждения потребуют вопросы урегулирования отклонений межгосударственного перетока, введения рынка мощности и функционирования инфраструктурной составляющей. В Минэнерго вообще считают, что в результате "доработки" концепция "может измениться до неузнаваемости".