Идеи вразлет

Властям Башкирии рекомендуют возродить внутрирегиональные перелеты

Правительству Башкирии предложили реанимировать программу развития авиасообщения внутри региона, которая была заморожена из-за дороговизны и нерентабельности в 2011 году. Реконструкция и ввод в эксплуатацию аэропортов в муниципалитетах вошли в проект Транспортной стратегии республики до 2030 года, разработанный по заказу госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству «Башкирдортранспроектом». По информации „Ъ“, в правительстве проект планируют обсудить в августе. Отраслевые эксперты к нему по-прежнему относятся скептично.

Кроме разработчиков Транспортной стратегии в реальность полетов между городами Башкирии мало кто верит

Фото: Олег Николаев, Коммерсантъ

ГУП «Республиканский проектно-изыскательский институт „Башкирдортранспроект”», разработавший по заказу госкомтранса Транспортную стратегию республики до 2030 года, предусмотрел в ней, в числе прочего, восстановление авиасообщения между городами региона. На обсуждении проекта в экспертном совете Курултая по инфраструктурному развитию авторы стратегии сделали вывод, что отсутствие регулярных перелетов между муниципалитетами — одна из основных проблем в сфере воздушного транспорта республики. Вторая проблема, по их мнению, износ основных фондов воздушного транспорта.

Разработчики предлагают правительству ввести в эксплуатацию аэропорты местного и регионального значения в Сибае и Нефтекамске, которые реконструировали в 2010–2011 годах. Также, по их мнению, необходимо реконструировать аэродромы и аэровокзальные комплексы гражданской авиации в Белорецке и Стерлитамаке.

Анализа экономического эффекта от реализации этих мер представители «Башкирдортранспроекта» не предоставили, чем вызвали критику главы госкомтранса Ильяса Мунирова. «Зачем мне строить в Нефтекамске аэропорт, если оттуда доход я не возьму и не перевезу людей?» — возмутился чиновник. Он добавил, что стратегия вовсе не напоминает «книгу, по которой инвестор придет в республику».

Напомним, что причиной заморозки региональной целевой программы «Развитие воздушного транспорта на территории РБ на 2009–2020 годы» с бюджетом 28 млрд руб. стали сомнения в перспективах ее окупаемости. К тому времени ОАО «Международный аэропорт Уфа» (МАУ) вложило в восстановление аэропортов в Сибае и Нефтекамске 200 млн руб., следующими должны были стать аэропорты Белорецка и Стерлитамака. «Обкатать» местную маршрутную сеть по договору с правительством должны были уфимские подразделения авиакомпании UTair на принадлежащих «Региональному фонду» самолетах L-410. Фактически программа полетов была заморожена после двух месяцев полетов в Сибай. В UTair объяснили решение отсутствием субсидий от государства, а в правительстве тем, что аэропорт был непригоден к эксплуатации в зимних условиях. В МАУ планировали передать аэропорты на баланс муниципалитетов, но те отказались из-за высокой стоимости содержания объектов.

По словам директора «Башкирдортранспроекта» Андрея Федина, в правительстве стратегию планируют обсудить в августе. Проект предусматривает, в частности, создание базового перевозчика в аэропорту Уфы, закупку для него авиапарка, в том числе вертолетного, пояснили в институте.

Ильяс Муниров вчера на звонок на мобильный телефон не ответил.

В пресс-службе аэропорта Уфы сказали, что считают содержание аэропортов в Сибае и Нефтекамске на своем балансе нецелесообразным. Руководство аэропорта договаривается об их передаче в собственность республики для использования в области неавиационной деятельности. Перспектив организации коммерческих перевозок на этих площадках в аэропорту не видят, добавили в пресс-службе.

Скепсис разделяет Вильгельм Капп, курировавший коммерческое направление деятельности МАУ до 2013 года. «Такая авиация нужна в труднодоступных регионах типа Сибири или Якутии, но не у нас, где есть развитое дорожное сообщение,— убежден он.— Главный вопрос: кто за это будет платить? Ни у аэропорта, ни у республики лишних денег нет».

Рамиль Тимиргазин, руководивший МАУ в 2011–2012 годах, считает, что перспектив внутренней авиации «не будет в ближайшие 10 лет точно», так как «себестоимость таких рейсов намного выше уровня окупаемости».

По мнению главного редактора журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексея Синицкого, «такие программы должны формироваться в связке с планами экономического развития региона, с появлением точек экономического притяжения», а «если там изначально ничего нет и есть альтернативные пути сообщения, развивать авиацию незачем».

Глава отраслевого портала «Авиа.ру» Роман Гусаров полагает, что авиационные перевозки внутри регионов могут осуществляться «государственной авиакомпанией на условиях субсидирования» или в рамках государственно-частного партнерства, «но в любом случае при поддержке из бюджета». «Сами такие рейсы никакой экономической целесообразности сегодня не имеют. Они могут помогать ведению бизнеса на территориях и в целом повышать доходы от экономической деятельности»,— заключил эксперт.

Ольга Корзик, Анна Челак

Вся лента