Хип-хоп жив
Классика жанра на фестивале в Монтре
Фестиваль музыка
Продюсер Фаррелл Уильямс, выпустивший альбом-бестселлер "Girl" с песней "Happy", спровоцировал недюжинный ажиотаж на Montreux Jazz Festival. Вернувшимся в строй рэперам OutKast тягаться с ним было тяжело. Рассказывает БОРИС БАРАБАНОВ.
Для покойного создателя Montreux Jazz Festival Клода Нобса участие хип-хоперов всегда было свидетельством широты его взглядов, выхода за рамки патриархального "джаза с большой буквы". Клод Нобс полюбил хип-хоп в ту пору, когда стиль уже практически стал мейнстримом, и чрезвычайно гордился участием The Black Eyed Peas, когда они уже были большими поп-артистами. А еще несколько лет назад он устроил в Монтре празднование 30-летия лейбла Tommy Boy, открывшего миру Африку Бамбаату, Naughty By Nature, House Of Pain, Кулио, Digital Underground и Принса Пола.
Преемники Клода Нобса, отвечающие за программу фестиваля, разделяют симпатии отца-основателя. В этом году главную арену Монтре — Auditorium Stravinski — отдали дуэту OutKast, который после восьмилетнего перерыва воссоединился в честь своего двадцатилетия. Иллюзий насчет целей реюниона не питает никто. Как The Police или Faith No More в роке, Андре Бенджамин по прозвищу Андре 3000 и Антуан Паттон, известный, как Биг Бой, играют этим летом 40 шоу без тени намека на запись нового материала. То есть, как говорят в наших широтах, "снова живы для наживы".
OutKast — белая кость хип-хопа, принято считать, что во многом благодаря им он вышел из форматного гетто и вписался в ткань поп-музыки как таковой. Они соединили рэп южных штатов с местным соулом и звуком студии Motown да еще добавили в этот микс изрядную долю иронии и самоиронии. Стоит добавить, что на главную роль в байопике Джими Хендрикса назначили Андре 3000, фильм выходит осенью.
В Монтре погрузневшие ветераны ограничились внешними эффектами, например, Андре 3000 нацепил блондинистый парик. Фанаты коллектива считывали все знакомые коды на раз, Auditorium Stravinski, конечно же, был полон, но не трещал по швам, как на прошлогодних концертах Принса. Несмотря на статус классиков, в юбилейном турне OutKast обошлись скромным хип-хоповым аккомпанементом: многое взял на себя штатный диджей Свифф, рядом с ним трудились бэк-вокалистки и бас-гитаристка. Дуэт исполнил все лучшее и любимое, включая "Ms. Jackson" и "Hey Ya!", но для нейтрального наблюдателя, не следившего пристально за карьерой OutKast в 1990-е и 2000-е, шоу в Монтре не выходило за рамки обыденной формулы "эм-си/диджей".
Большего ожидали от Фаррелла Уильямса, тоже, формально говоря, выходца из хип-хопа, в итоге укрепившегося в статусе главного поп-продюсера эпохи. "Get Lucky" Daft Punk, "Blurred Lines" Робина Тика и роскошный сольный альбом "Girl" фактически составляют повестку дня в популярной музыке последних полутора лет. Любопытно было понаблюдать за тем, как Фаррелл Уильямс реализует ее в Монтре.
По итогу продаж билетов Фаррелл Уильямс превзошел и OutKast, и, что гораздо прискорбнее, Роберта Планта. Все-таки радиоротации делают свое дело. Лишенным музыкального смысла выступление Фаррелла Уильямса не назовешь. Мирно настроенные зрители обнаруживали в игре ритм-секции непростые мелкие доли и обращали внимание на манеру исполнителя петь "из-за такта". Но и Фаррелл Уильямс не выдержал сравнений с триумфом Принса, хотя вполне на них претендовал. Собственно, у него были другие задачи.
В нынешнем турне Фарреллу Уильямсу важно не только показать свежий альбом, но и рассказать людям о своей продюсерской карьере, длящейся уже более 20 лет. Поэтому он включает в свою программу чисто хореографические номера, уступая сцену подтанцовке, например, на время звучания спродюсированной им песни Гвен Стефани "Hollaback Girl", легко делит рэповые партии с невидимым Снупом Доггом ("Drop It Like It's Hot") и читает под заранее записанный аккомпанемент своей фанк-роковой группы NERD ("She Wants To Move"). При этом Фаррелл Уильямс не забывает между песнями вести задушевные беседы со зрителями. О том, например, что 2014 год станет годом женщины, "попомните мое слово". Сильно уступая по части живого музицирования Принсу и Джастину Тимберлейку, Фаррелл Уильямс хорошо справляется с ролью продюсера, который не только "написал все эти песни", но и умеет нескучно подать их на концерте. А в конце к общему удовольствию вытаскивает на сцену девчушку из толпы, чтобы она вместе с ним спела "Happy".