"В Грузии дают скидки в обмен на избирательные голоса"

Грузин заманивают на избирательные участки скидками на еду и бензин. Завтра в некоторых городах страны, в том числе и в столице, будут голосовать за мэров. Это уже второй тур выборов, что само по себе беспрецедентный случай в политической жизни Грузии. В этом году грузины оказались очень неактивны. На избирательные участки пришли только 43% имеющих право голосовать. Чтобы как-то стимулировать активность избирателей, бизнесмены предложили им специальные призы. Подробности — у Светланы Беловой.

Фото: Илья Питалев, Коммерсантъ

На этих выборах грузинский избирком тестирует новые правила. Для победы кандидатам необходимо набрать 50% плюс один голос. Эту планку не смогли взять претенденты на кресло мэра в восьми городах. В Тбилиси, например, лидер гонки Давид Нармания набрал только 47% голосов. Помочь политикам вызвались бизнесмены. Для активных избирателей они готовы предоставить скидки. Акция называется "Бизнес для гражданского общества", агитационный ролик об этом в четверг появился в эфире грузинских телеканалов. Центральная избирательная комиссия Грузии отметила, что не имеет никакого отношения к этой акции, но закона она не нарушает. Поэтому поощрение избирателей остается в силе, рассказал "Коммерсантъ FM" журналист из Тбилиси Михаил Вигнанский.

"Проголосовав и получив маркировку — это специальная жидкость на пальцы — можно пойти в McDonald's и получить там скидку, можно пойти в некоторые крупнейшие сети грузинских супермаркетов и получить 15% скидку, можно пойти в аптеки — там тоже скидки от 10 до 15%. Можно воспользоваться скидкой на 5 тетри (это примерно 3 американских цента) на литр бензина и заправить собственный автомобиль", — рассказал Вигнанский.

Второй тур выборов уже не требует 50% поддержки избирателей. Победа кандидата определится подсчетом простого большинства голосов. Но обещанные бонусы и скидки могут сделать второй тур даже более массовым, чем первый, не исключил декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве России Александр Шатилов.

"На востоке всегда ценили такие неожиданные ходы немного популистского толка. Но, с другой стороны, народ там живет относительно бедно, уровень материального благополучия достаточно низкий, поэтому, почему бы и нет? Особенно молодежь, я думаю, вполне может купиться на такого рода бонусы", — полагает Шатилов.

Подобная акция проводилась и в России на президентских выборах 2008 года. Инициатором программы "Проголосуй и получи подарок" выступила Ассоциация женщин-предпринимателей Башкирии. На избирательных участках людям выдавали купоны, по которым они могли получить в магазинах республики скидки от 5% до 50%. В тот год башкирский Избирком отчитался о рекордной явке — 90%. В разные годы российские политтехнологи изобретали все более креативные способы стимулирования избирательной активности. В Нижнем Новгороде предлагали бесплатные юридические консультации. В Чите и Омске — осмотр у гинеколога и уролога. А в Приморье электорат ловили на живца. На дороги Владивостока вышли симпатичные девушки. Всем остановившимся водителям они вручали символический подарок – ароматизатор для машины или брелок и предлагали проехать на избирательный участок. Приятная компания в пути тоже включена в пакет.

Вся лента