Сводят щиты
Игроки рекламного рынка просят провести торги по размещению «наружки» в Самаре заново
Одиннадцать рекламных фирм подали жалобы в Федеральную антимонопольную службу с требованием отменить недавно прошедшие торги на право заключения договора на установку рекламных конструкций в Самаре. Заявители уверяют, что документация к аукционам была составлена с нарушением законодательства, из-за чего они не смогли принять участие в торгах. В мэрии уверяют, что провели все аукционы с соблюдением законодательства. Участники рынка, принявшие участие в аукционах, сомневаются в том, что операторы, подавшие жалобы в ФАС, вообще собирались заявляться на торги. По их мнению, по итогам рассмотрения жалоб торги отменены не будут.
Жалобы в региональное управление ФАС направили 11 игроков рекламного рынка. Это ООО «Медиа Мост», ООО «Гранд Медиа», ООО «МедиаПарк», ООО «Сити Око», ООО «Триумф», ООО «Прогресс», ООО «Экспресс», ООО «Сигма», ООО «Регион-Мастер», ООО «Медиапартнер» и ООО «ГрандПарк». Практически все компании зарегистрированы в Самаре, ООО «Гранд Медиа» — в Набережных Челнах (Республика Татарстан», ООО «Медиапартнер» — в Уфе. В своих заявлениях (копия имеется в распоряжении „Ъ“) игроки рекламного рынка уверяют, что недавно состоявшиеся аукционы по распределению мест под установку рекламных конструкций в Самаре прошли с нарушением законодательства и подлежат отмене.
Напомним, торги были объявлены мэрией Самары в конце мая. Всего было выставлено около 1000 носителей формата 3 х 6 и 4 х 12. Как уже писал „Ъ“, 20 из 68 аукционов выиграло выиграло ЗАО «Корпорация «Руан» из Санкт-Петербурга. Рекламное агентство получило в аренду на пять лет 322 щита. 80 щитов достались московскому ООО «Гэллэри сервис». Еще 17 баннеров получило в аренду ООО «ДМ Волга» из Новосибирска. В то же время самарским компаниям досталось только 143 щита, игрокам из Тольятти — еще 128 баннеров. Еще порядка 200 щитов остались неразыгранными. Аукционы по ним не состоялись, так как заявка единственного участника — питерского ООО «Конкорд» была признана не соответствующей условиям торгов. Аукционы проходили в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций, которая была утверждена в середине марта этого года.
Все 11 жалоб практически идентичны и поданы примерно в одно время. В них операторы рекламного рынка просят отменить аукционы сразу по нескольким причинам. В частности, в жалобах указано, что из документов, приложенных к аукционам, непонятно, согласована ли схема размещения рекламных конструкций с областными министерствами имущественных отношений и культуры, а также с городским департаментом благоустройства и экологии и департаментом строительства и архитектуры. Кроме того, заявители жалуются на отсутствие документов, подтверждающих соответствие выставленных на торги аукционам нормам ГОСТ в части соблюдения внешнего архитектурного облика города и требований дорожной безопасности. «То есть впоследствии после заключения договоров в случае обнаружения контролирующими органами нарушений норм ГОСТ вся ответственность бы легла на рекламораспространителей», — отмечается в заявлениях.
Более того, игроки рекламного рынка остались недовольны начальной ценой аукционов. На их взгляд, она была «безосновательно» завышена. Также в жалобах указано, что, исходя из схемы расположения рекламных конструкций, невозможно было установить правомерность предоставленных для размещения рекламных конструкций земельных участков в связи с тем, что у всех них якобы отсутствовали кадастровые номера. «Из-за отсутствия документов, подтверждающих законность установки и эксплуатации в дальнейшем рекламных конструкций на земельных участках, мы не смогли принять участие в аукционах», — резюмируют участники рынка.
Руководитель управления информации и аналитики администрации Самары Наталья Хлопунова сообщила „Ъ“, что мэрии известно о наличии жалоб. «Будем ждать решения ФАС, но мы абсолютно уверены, что все процедуры торгов проведены с полным соблюдением всех законодательных требований. По 10 лотам общей стоимостью 71 млн рублей аукционы признаны несостоявшимися, и вчера они выставлены на торги», — пояснила „Ъ“ госпожа Хлопунова.
Генеральный директор рекламно-издательского холдинга «Абсолют» Михаил Расторгин в беседе с „Ъ“ сразу отметил, что среди компаний, обратившихся в ФАС с жалобами, нет ни одной «значимой». «Компаний, которые вы назвали, в моем поле зрения на рынке наружной рекламы никогда не было», — отметил господин Расторгин.
Претензии, высказанные заявителями, Михаил Расторгин назвал «кляузами». «Я считаю так: если цены высокие — не участвуйте в аукционе. Например, в Тольятти так и было. И в следующий раз при объявлении аукциона цена будет несколько снижена», — считает господин Расторгин.
Кроме того, он поставил под сомнение сам факт того, что данные компании в принципе собирались участвовать в торгах, поскольку жалобы на аукционную документацию они могли подать в ФАС и до проведения торгов. «Если бы они хотели принять участие в торгах, имели бы интерес к рынку наружной рекламы, то собрали бы необходимые документы, как это сделали добросовестные участники, и поучаствовали бы. А сейчас получается, что эти компании действуют из логики «сам не съел и другим не дам», — полагает господин Расторгин. Он также уверен в том, что по итогам рассмотрения жалоб торги отменены не будут.
Как сообщили в Самарском УФАС России, рассмотрение жалоб назначено на 16 июля.