Партийцы выходят на дорогу
Автовладельцы ждут от кандидатов в Госсовет решения проблем со страхованием
Каждый восьмой автомобилист Татарстана может проигнорировать сентябрьские выборы в Госсовет республики из-за проблем с полисами ОСАГО. К такому выводу пришли в исследовательском холдинге «Ромир», который опросил 1,5 тыс. жителей Татарстана и других российских регионов. Как заявляют исследователи, в республике 59% автовладельцев готовы голосовать за тех кандидатов и партии, которые пообещают решить их проблемы. Татарстанские политики уже выразили готовность помогать автомобилистам, однако в партийных программах эта тема «не представлена подробно». Эксперты считают, что вопрос перестанет быть актуальным после принятия нового закона об ОСАГО, но партии все равно будут «обещать отрегулировать проблемы», чтобы поднять свой рейтинг.
Холдинг «Ромир» представил исследование, как «ОСАГО может повлиять на выборы-2014». В нем приняло участие 1,5 тыс. автовладельцев из 15 субъектов РФ (в основном Приволжского и Центрального федеральных округов), в которых ОСАГО является убыточным для страховых компаний. Как уверяют исследователи, каждый пятый опрошенный ждет решения проблем со страховыми полисами (отказ в страховании, навязывание дополнительных услуг и т.д.) от местных и региональных властей. При этом половина автовладельцев выразили готовность поддержать тех кандидатов на предстоящих осенью региональных выборах, которые бы предложили выход из кризисной ситуации. 8% респондентов намерены бойкотировать выборы, если ситуация не изменится.
Татарстан исследователями отнесен к группе регионов «со средним уровнем напряженности, обусловленной трудностями с ОСАГО». Республике (как и Удмуртии, Курской области) присвоен индекс 4. Для сравнения: Липецкая область, где самая высокая напряженность, получила индекс 10, Нижегородская и Воронежская — 9, Марий Эл — 8. Наименьший уровень напряженности — в Ивановской, Курганской областях и Башкирии (индексы 1-3). Относительно спокойную ситуацию в Татарстане исследователи объясняют тем, что в сравнении с другими регионами в республике эксплуатируют наиболее новые автомобили (средний возраст автомобилей — 4,3 года, 31% опрошенных ездят на отечественных марках, 69% — на иностранных).
Вместе с тем именно в Татарстане участники исследования, свыше половины которых попадали в ДТП, оказались более политически активными, чем в среднем по остальным регионам. Почти 60% автовладельцев заявили о готовности поддержать кандидатов, которые будут поднимать проблему с ОСАГО (10% «точно», 49% «скорее поддержали бы»). 64% татарстанцев рассчитывают на увеличение выплат по автогражданке (даже если увеличатся тарифы), 24% желают, чтобы было открыто больше пунктов оформления полисов, 19% приветствуют приход на рынок страхования западных компаний, а 3% респондентов выступают за отмену ОСАГО. В целом неудовлетворенность страхованием высказывают 44% автовладельцев, только 3% «полностью удовлетворены». Объявить бойкот назначенным на 14 сентября выборам в Госсовет, если «ситуация не изменится», намерены 13% опрошенных — т.е. каждый восьмой автовладелец.
Опрошенные „Ъ“ политики заявили о готовности помогать автовладельцам, узнав результаты опроса. «„Единая Россия“ обязана помочь»,— заявил „Ъ“ зампредседателя комитета Госсовета по законности и правопорядку Рафил Нугуманов, который выдвинут единороссами в новый состав парламента. Он выразил сожаление, что страхование автовладельцев не «компетенция региональных депутатов, а поле Госдумы», но не исключил, что единороссы выйдут с инициативой к федеральному центру. Будут ли упоминаться в предвыборной программе партии (принята на региональной конференции неделю назад, но не опубликована) проблемы страхования, ответить господин Нугуманов затруднился. «Нам небезразличны проблемы каждого гражданина. Мы будем рассматривать этот вопрос и предлагать свои изменения», — пообещал также замкоординатора татарстанского отделения ЛДПР Сергей Гущин. По его словам, у партийцев имеются по этой теме «наработки», в своей программе отделение будет опираться на брошюру «ЛДПР укажет дорогу», где есть «решение всех вопросов».
«По этой теме мы единственная партия, которая занимается проблемой. Мы провели не один круглый стол с Федерацией автовладельцев России (ФАР). Два представителя этой организации выдвинуты кандидатами от нашей партии»,— заявил „Ъ“ глава местного избирательного штаба КПРФ Артем Прокофьев. По его словам, власти региона «игнорируют проблему», которая в Татарстане «стоит достаточно остро»: «Нужно решать ее. Это уже приводит, согласно опросу, к неверию избирателей, что власти могут здесь что-то изменить». Господин Прокофьев добавил, что в программе КПРФ проблемы автовладельцев «представлены, но не так подробно».
Члены «Яблока» «обсудят, есть ли целесообразность выделять тему» полисов ОСАГО в своей предвыборной программе. Проблему на региональном уровне глава местных партийцев предлагает решать через «контроль органов власти, которые должны вовремя реагировать», а не «когда идет завал писем» от граждан. А председатель реготделения «Справедливой России» Рушания Бильгильдеева заявила „Ъ“, что не будет «давать обещания, что мы решим». «Если партия выступит с такими обещаниями — это будут популистские лозунги. Эту ситуацию не решить на региональном уровне».
Эксперты соглашаются с тем, что проблема со страховыми полисами федеральная, однако считают, что ее актуальность падает в связи с подготовкой нового закона об ОСАГО, где ко второму чтению приняты поправки «в сторону автомобилистов». «Проблема была очень сильной, но теперь она решается. Если донести до автовладельцев, что к осени будет хорошо, тогда можно будет пересмотреть результаты исследования», — заявил „Ъ“ представитель ФАР по Татарстану Рамиль Хайруллин. Вместе с тем он не сомневается, что после публикации опроса «все будут обещать отрегулировать проблемы с ОСАГО».