Потребительские настроения пришли в норму
Население расстается с экономической неуверенностью и излишним оптимизмом
Инфляционные ожидания населения в июне 2014 года не изменились, констатировал в профильном отчете Банк России, а текущие оценки гражданами потребительской инфляции следуют за реально наблюдаемыми трендами. Необычная реакция населения в марте--мае 2014 года на девальвацию рубля закончилась — вместе с ожиданием худшего снижается и градус оптимизма граждан относительно экономической ситуации в будущем.
Обзор инфляционных ожиданий и потребительских настроений Банка России, опубликованный в пятницу, ожидали с большим интересом. Напомним, апрельский и майский опросы ЦБ демонстрировали крайне неровную динамику и в ряде случаев иллюстрировали парадоксальную реакцию граждан на ослабление курса рубля и завышенные ожидания санкций — например, снижение нормы сбережений, рост интереса к кредитам и рост потребительской уверенности и настроений для промышленности. Июньский обзор ЦБ демонстрирует, что, по крайней мере для населения, опрошенного в 43 регионах (105 населенных пунктов, выборка 2 тыс. респондентов), ситуация с инфляцией вернулась к обычной. Начало снижаться число респондентов, ощущающих ускорение инфляции последних 12 месяцев (с 36% до 34%), с 5% до 7% выросло число граждан, ожидающих снижения темпов роста индекса потребительских цен. На 5-6 процентных пунктов снизилось число тех, кто ожидает роста доходов ниже динамики ИПЦ.
Население в опросе ЦБ в целом реагировало снижением инфляционных ожиданий на реальную динамику цен раньше, чем соответствующую динамику ИПЦ фиксировал Росстат. Напомним, во второй половине июня, по опросам Росстата, годовой прирост ИПЦ составлял 7,8% — хотя нет оснований ожидать, что эта цифра в июле будет выше, уверенно говорить о том, что инфляционный пик пройдет, нет причин ни у Росстата, ни у Минэкономики. Зато основания предполагать это есть у граждан: сейчас очевидно, что волатильность проинфляционных настроений в прошедшие два месяца была обусловлена не столько субъективными наблюдениями граждан за ценами, сколько девальвационными ожиданиями. Стабилизация курса рубля к доллару вернула ожидания к норме. При этом массовый спрос на валюту в марте--мае 2014 года обеспечивал, скорее всего, исключительно предпринимательский корпус. Население в опросе ЦБ уже не демонстрирует в июне никакого повышенного спроса на валюту, хотя данные платежного баланса во втором квартале 2014 года показывают, что уход части населения в доллар — еще реальность, хотя и не такая яркая, как в феврале--марте: доля группы, которая предпочитает хранить сбережения в рублях, с мая по июнь снизилась с 74% до 72%, ЦБ объясняет это исключительно наступлением сезона отпусков.
В то же время возвращение от "чрезвычайной" динамики ожиданий к обычной снимает и отмечавшийся рост расположенности населения к пользованию кредитами и к крупным покупкам. Только 17% опрошенных, выяснили в ЦБ, "считают настоящее время хорошим для пользования потребительским кредитом", это одно из наихудших значений показателя с 2011 года. С 34% до 32% снизилось и число граждан, уверенных, что именно сейчас подходящее время для крупных покупок. Незначительно снизился индекс потребительских настроений в июне, хотя он и остается на исторически рекордных уровнях, причем снижение четырехкомпонентного индекса обеспечено в основном составляющей ожидания населением перспектив развития страны на краткосрочную перспективу и на ближайшие пять лет.
Опрос ЦБ показал при этом, что, несмотря на крайнюю зависимость инфляционных ожиданий населения от курса национальной валюты, фактическая динамика инфляционных ожиданий достаточно точно следует за фактическим уровнем инфляции. Кроме того, рост интереса к кредиту и крупным покупкам на фоне девальвационных ожиданий, заканчивающийся почти мгновенно на фоне стабилизации курса национальной валюты, может указывать на крайне короткий горизонт планирования в домохозяйствах или же на крайне завышенные девальвационные ожидания в первом квартале 2014 года, которые к тому же были оторваны от общеэкономического контекста. Так или иначе, возвращение в норму, показывают опросы ЦБ, происходит быстро, и воспользоваться изменением потребительского настроения населения промышленность и торговля явно не успели.