"Желание человека оградить себя от информации станет базовой потребностью"
Сооснователь сервиса WeSEE о том, как избавиться от котиков, порнографии и насилия
Наверное, каждый пользователь Facebook хотя бы однажды нажимал на кнопку "Я не хочу это видеть". Ну как ей не воспользоваться, когда тебе без спроса в очередной раз показывают котиков, еду во всевозможных ракурсах или "чекины" не пойми откуда? Марк Цукерберг и его разработчики одними из первых почувствовали желание современного человека оградить себя от той информации, которая ему не нравится. В будущем это желание станет базовой потребностью.
Решение, которое Facebook сейчас предлагает уставшим от котиков пользователям, далеко от идеала. Что толку от того, что мы скажем "Не хочу это видеть" уже после того, как мы это увидели? С другой стороны, заблокировав все сообщения от какого-нибудь пользователя, мы не увидим не только котиков, но и что-то, что окажется для нас интересным. Но скоро пользователь сможет самостоятельно ограничивать свое потребление интернет-контента куда более изящными способами.
Уже сейчас есть алгоритмы, позволяющие "таргетировать" контент, но только они используются для бизнеса и позволяют не отсекать нежелательное, а находить нужное. Google AdWords показывает рекламные сообщения по ключевым словам, сервисы вроде нашего делают примерно то же самое с изображениями. Однако ничто не мешает перенастроить систему в обратную сторону и распространить ее не только на рекламодателей, но и на обычных пользователей.
Наиболее логичным кажется появление на рынке браузера, в котором пользователь при запуске сможет указать, какой именно текстовый и визуальный контент он не хочет видеть. После этого вы сможете открыть, например, "В контакте" и не увидеть там ни одного ролика с порнографией или насилием. Или зайти на Gazeta.ru и не встретить там ни одной статьи о политике. Еще один вариант — внедрение -такого фильтра в операционную систему. Она позволит отсечь нежелательный именно для вас контент не только в интернете, но и, например, в приложениях для смартфона или планшета.
Наверняка после того, как люди насытятся ограничением в потреблении контента, они, наоборот, захотят его расширить. И смогут это сделать, но не по старинке, вернувшись к поглощению всего подряд, а по-новому, давая браузеру задания отбирать для них именно то, что они хотят видеть. Такие изменения в потреблении интернета станут возможными уже очень скоро — через три-четыре года, и это внушает оптимизм. Свобода выбора наконец-то может стать действительно свободой. Лишь бы только "Большой брат" не нажал раньше этого момента на кнопку "Я хочу, чтобы это не видел никто и никогда".