Муниципальный фильтр остается чистым
Оппозиционных кандидатов в губернаторы снимают партии или избиркомы
Большинство сильных кандидатов, которые реально могли составить конкуренцию действующим главам и заручиться поддержкой муниципальных депутатов, были сняты с губернаторских выборов выдвинувшими их партиями. Такова отличительная особенность нынешней региональной кампании. Как рассказали "Ъ" источники в "Единой России", это было сделано для того, чтобы не "дискредитировать институт муниципального фильтра", который использовался в прошлых кампаниях для отсева кандидатов.
Муниципальный отсев сменил партийный
Муниципальный фильтр в этой губернаторской кампании не будет применяться для снятия сильных кандидатов, которые могли собрать нужное количество подписей депутатов и сдать их в избирком. Об этом "Ъ" рассказали несколько источников в "Единой России". По словам одного из собеседников, реальных противников действующих губернаторов снимают партии, их выдвинувшие. Источник "Ъ" подчеркнул, что, в отличие от прошлых кампаний, отсев кандидатов проходит до муниципального фильтра — "на уровне партий и избиркомов, чтобы не дискредитировать институт фильтра, не создавать вокруг него скандалы". При этом собеседник "Ъ" отметил, что в кампанию прошлого года, когда с выборов были сняты два собравших подписи кандидата от "Гражданской платформы" Александр Филиппов (Владимирская область) и экс-вице-премьер Забайкальского края Алексей Кошелев, сомнению стала подвергаться сама возможность преодолеть фильтр. "Были заявления, что штабы кандидатов от власти и их технических оппонентов собирают подписи депутатов на листах с открытой датой, чтобы потом вписать дату сбора раньше, чем у оппозиционного кандидата",— говорит он. В итоге у оппозиционеров образовывался недобор подписей.
В этом году с выборов еще до сдачи подписей были сняты выдвинувшими их партиями Раиль Сарбаев ("Гражданская сила", Башкирия), Сергей Катасонов (ЛДПР, Оренбургская область), Иван Мосякин ("Патриоты России", Орловская область). Экс-министр топлива и энергетики Виктор Калюжный, претендовавший на пост главы Республики Алтай, сначала был отозван федеральным руководством партии "Родина", однако был вновь выдвинут партией "Великое Отечество" и снят с выборов избиркомом. В комиссии получили сведения, что господин Калюжный на момент выдвижения состоял в "Единой России" (закон запрещает партиям выдвигать членов других партий).
Господа Катасонов и Сарбаев, которые были уверены, что им удастся преодолеть муниципальный фильтр, были сняты партиями в последний день возможного выдвижения кандидатов. "Гражданская сила" собрала для отзыва Раиля Сарбаева съезд. Экс-глава партии Александр Рявкин сказал "Ъ", что снятие господина Сарбаева было основным вопросом мероприятия, которое инициировали члены более чем двух третей региональных отделений партии. При этом сам господин Рявкин, по его словам, со снятием Раиля Сарбаева не согласен. Он отметил, что администрация президента была в курсе его выдвижения, "противостояния оно не вызывало, в регионах на тот момент его поддерживали". При этом господин Сарбаев сомневается в законности проведения съезда. "Указано, что он прошел в деревне Павлово в Подмосковье, а Александр Рявкин, судя по фото, находился в тот момент в Екатеринбурге на выставке",— говорит он. Господин Рявкин заверил, что "съезды в сельской местности проводят многие партии", а в Екатеринбурге был "его брат-близнец Сергей". По словам Раиля Сарбаева, ему удалось собрать необходимое количество подписей муниципалов, однако "после того, как это стало известно, партия якобы меня отозвала". "Можно было бы выдвинуться от "отмороженной" оппозиционной партии, но я человек системы, работаю по ее правилам",— сказал он.
ЛДПР выбилась в передовики
Недовольство в Москве, по словам источника в правящей партии, вызвала апелляция кандидатов Катасонова, Калюжного и Сарбаева к Кремлю, "Катасонов и Калюжный начали прямо заявлять в СМИ и муниципальным депутатам, что их делегировал на выборы сам Владимир Путин, Раиль Сарбаев таких высказываний не допускал, но мягко давал понять, что его выдвижение согласовано". Господин Сарбаев заверил "Ъ", что при сборе подписей не использовал такие аргументы. "Зачем мне это делать? Вот врио главы республики Рустэм Хамитов, действительно, ссылается на Москву",— заявил он.
Пока находятся в статусе кандидатов в губернаторы депутат Госдумы от "Справедливой России" Оксана Дмитриева (Санкт-Петербург), экс-вице президент, бывший глава Курской области Александр Руцкой (выдвинут "Демократической правовой Россией"), экс-глава Ставропольского края Александр Черногоров (Партия дела).
Источники в региональных администрациях и отделениях правящей партии сомневаются, что этим кандидатам удастся сохранить кандидатский статус: у господ Руцкого и Черногорова также могут возникнуть проблемы с партиями или с документами, поданными в избиркомы, у всех троих — в итоге с муниципальным фильтром, так как "депутатской поддержки у них явно недостаточно". Избирком Ставропольского края 8 июля заявил о нарушениях в оформлении документов, поданных господином Черногоровым. Александр Руцкой заявил "Ъ", что выдвинувшую его партию возглавляют "достойные люди", но сбор подписей местных депутатов "идет очень тяжело".
Однако статистически на губернаторских выборах все выглядит неплохо. По данным, собранным избирательными комиссиями, на выборы губернаторов выдвинулось 182 кандидата, из них 179 — выдвиженцы партий, (35 — парламентские, 84 — непарламентские, 3 — самовыдвиженцы). В том числе 29 кандидатов выдвинула ЛДПР, 26 — "Единая Россия", 24 — КПРФ, 16 — "Справедливая Россия", "Патриоты России" — 7, "Коммунисты России" — 6, "Яблоко" — 4. "Количество кандидатов, которые не прошли процедуру выдвижения, несопоставимо с общей статистикой. Для каждого такого случая есть серьезная аргументация,— пояснил источник "Ъ" в администрации президента.— Курс президента на открытость, легитимность и конкурентность выборов будет реализован на выборах".
В свою очередь, источник в руководящих органах "Единой России" сказал "Ъ", что на этих региональных выборах "остро чувствуется" приближение федеральной думской кампании, многие кандидаты вышли на выборы с прицелом на нее. "Часто они не стесняются политического торга в обмен на снятие: требуют должности, преференции, округа на выборах в Госдуму. На победу их личный рейтинг претендовать не позволяет, но они способны привлечь на свою сторону часть элит",— сказал "Ъ" единоросс. Такие цели, считает собеседник "Ъ", есть у Александра Черногорова, Александра Руцкого, Оксаны Дмитриевой, были — у Сергея Катасонова, Виктора Калюжного. В обмен под гарантии округа на думских выборах в Якутии не стал конкурировать с губернатором популярный в регионе депутат Госдумы от "Справедливой России" Федот Тумусов.
Другой собеседник "Ъ" в партии власти указал, что не должны участвовать в выборах кандидаты, у которых не все гладко с законом. Помимо Сергея Катасонова, как считает единоросс, "какая-то история" может вскрыться и в отношении Раиля Сарбаева. В 2013 году уголовное дело возбуждалось против кандидата в губернаторы Владимирской области Александра Филиппова. Господин Сарбаев комментировать такие перспективы не стал, но указал, что он "как человек системы", скорее всего, не будет устраивать разбирательств по поводу своего снятия с выборов.
Профессор МГУ Ростислав Туровский отметил, что на протяжении нескольких кампаний Кремль транслирует идею конкурентных губернаторских выборов. "Этот сигнал воспринимают влиятельные местные политики, противники губернаторов, они рассчитывают хотя бы на отсутствие препятствий при выдвижении",— сказал он. При этом из-за большого количества досрочных выборов, многие из которых назначались в последний момент, единой стратегии для них не было, в регионах попробовать силы пожелали представители разных групп, способных собрать подписи депутатов. "В прошлом году таких случаев было два, в этом году намного больше, а отказ по фильтру влечет скандалы и судебные разбирательства",— говорит Ростислав Туровский. По мнению эксперта, снятие кандидатов партиями до начала сдачи подписей позволяет частично снизить градус скандальности.