РЖД докопалась до Кореи
Завершена реконструкция терминала Раджин для перевалки угля
Реконструкция терминала в порту Раджин в КНДР завершена, и уже на этой неделе через него российский уголь пойдет на экспорт в страны АТР, сообщили „Ъ“ в РЖД. Проект, стоивший 9,5 млрд руб., России нужен, считают эксперты, но он может оказаться нерентабельным, поскольку использование северокорейского порта обходится слишком дорого. Кроме того, Раджин несет определенные риски для российских дальневосточных портов, которые могут остаться без китайских грузов, хотя и создает еще один транспортный коридор через Приморский край.
В порту Раджин проведены работы по дноуглублению, и теперь глубина акватории у причала № 3 составляет 12 м, что позволяет заходить судам большого водоизмещения, сообщили в РЖД. На территории порта организовано топливное хранилище. Организована очистка сточных вод. Построено два здания: для ремонтных работ и административно-бытовое. Закуплена разгрузочная техника на гусеничном ходу, а также портовые краны производства Финляндии. Расходы по реконструкции терминала не раскрываются, но источник в РЖД сообщил, что они практически полностью легли на российскую сторону.
Общая площадь портовой части проекта составляет 14 га. Длина причала № 3 составляет 485 м. По предварительной оценке железнодорожников, объем грузопереработки составит 4 млн т. Вначале планируется использовать его для перевалки российского угля компании «Мечел». В дальнейшем прогнозируется увеличение грузопотока и расширение номенклатуры грузов, включая контейнеры.
«Порт Раджин станет новым центром притяжения грузов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, благодаря которому будет создан самый протяженный евроазиатский транспортный коридор — свыше 10 тыс. км. На сухопутный маршрут может быть переключено до 100 тыс. контейнеров в год. Его основное конкурентное преимущество — это надежность и скорость доставки грузов: в перспективе контейнеры смогут доставляться получателям в Россию и Европу по железной дороге в течение двух недель вместо 45 суток морского пути»,— сообщили „Ъ“ РЖД.
В 2009 году для реализации и управления проектом было создано совместное предприятие «РасонКонТранс» (70% уставного капитала принадлежит российской стороне, 30% — корейской), которое заключило с северокорейской компанией «Тонхе» договор аренды на 49 лет участка Туманган — Раджин. Финансирование работ осуществлялось за счет уставного капитала совместного предприятия «РасонКонТранс» и заемных средств, привлекаемых им на основе бизнес-плана проекта. 22 сентября 2013 года состоялось торжественное открытие участка Хасан — Раджин. Инвестиции в проект оцениваются в 9,5 млрд руб.
Российская сторона ведет переговоры по привлечению контейнерных грузов из Южной Кореи и других стран АТР с выходом на сеть российских железных дорог. РЖД подписала меморандум о взаимопонимании с консорциумом южнокорейских компаний (POSCO, Hyundai Merchant Marine и KORAIL). Меморандум предусматривает сотрудничество холдинга РЖД с южнокорейскими компаниями в реализации проекта и создания универсального перегрузочного терминала в порту Раджин.
«России на Дальнем Востоке пока не хватает портовых мощностей для экспорта угля, так что проект в порту Раджин нам нужен. Но по некоторым оценкам, цена угля только на участке от пограничного пункта пропуска Хасана до судна в северокорейском порту Раджин возрастает на $35 за тонну, что весьма дорого и ставит вопрос о рентабельности проекта. Ведь продажная цена угля в АТР составляет около $115. Отправка контейнеров через Раджин — дело отдаленного будущего. Через наши порты это было бы дешевле,— сказал заместитель гендиректора ДНИИМФ Евгений Новосельцев.— Хочу обратить внимание, что Раджин несет определенные риски для наших дальневосточных портов. Если китайцы пробьют к нему путь, то мы можем потерять поток их грузов».
Порт Раджин может стать конкурентом для проекта «Большой порт Зарубино» группы «Сумма», которая ведет переговоры о формировании грузовой базы для своего порта с северо-восточной провинцией КНР Цзилинь, не имеющей собственного выхода к морю.