Бревна выкатили на биржу
Торги лесом начались в Иркутской области
В Иркутской области впервые в России начались электронные торги круглым лесом. Это одна из попыток государства систематизировать и сделать более прозрачной работу лесного сектора, состояние которого президент Владимир Путин называл «критическим». Пока объемы торгов минимальны. В области рассчитывают, что они вырастут до 15% всех продаж леса и смогут служить индикатором цены. Но крупные игроки пока не спешат выходить на биржу и опасаются, что она станет очередным инструментом административного давления на отрасль.
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) в пятницу впервые провела электронные торги лесом в Иркутской области. Заключено 12 договоров в целом на 28 тыс. кубометров лесоматериалов. Торги запущены по итогам заседания Госсовета на тему ситуации в лесном комплексе, которое президент Владимир Путин провел еще в апреле 2013 года. Тогда он констатировал, что отрасль находится в критическом состоянии, и дал ряд поручений, включая проработку биржевых торгов лесом.
Сразу после заседания Иркутская область и СПбМТСБ подписали соглашение о создании в регионе торговой площадки. Основные задачи, которые государство хочет решить при помощи биржи, — увеличение прозрачности отрасли, появление четкого индикатора цены и сокращение объемов продаж «серого» леса, по данным источников „Ъ“ сейчас достигающих 50% от общего оборота. «Теперь появятся условия для мониторинга, контроля и регулирования рынка, в том числе через единые ценовые индикаторы», — говорит заместитель главы правительства Иркутской области Михаил Литвин.
В России ежегодно заготавливается около 200 млн кубометров леса. Иркутская область является одной из крупнейших в стране по площади лесов (покрытие — 83%). По запасам лесных ресурсов область занимает третье место в России — более 9 млрд кубометров, из них 5,3 млрд кубометров возможны к рубке.
В области уже не раз пытались организовать торги лесом. В 2008 году даже появилась Байкальская лесная товарная биржа, но вскоре она была закрыта. По словам участников рынка, торгов как таковых и не было, а работа сводилась к тому, чтобы купить статус биржевого склада или заключить сделку с биржей, которые позволяли на фоне дефицита вагонов получить доступ к железным перевозкам. Вице-президент СПбМТСБ Михаил Темниченко поясняет, что биржевая торговля лесом — необычная, не распространенная в мире практика. Пока на бирже будет продаваться только круглый лес, минимальный размер лота составит 25 кубометров на базе складов с вывозом автотранспортом. Торги проходят раз в две недели. На бирже зарегистрировано более 20 компаний, в основном это крупные лесхозы и предприятия по переработке леса. Топ-менеджер уверен, что переводить отрасль полностью на биржевые торги «невозможно и не нужно». «Есть основные товарные позиции, наиболее ходовые, и именно они и должны торговаться на бирже», — говорит он. До конца года планируется продать через биржу около 1 млн кубометров леса, а в 2015 году — 5-6 млн кубометров.
По словам министра промышленности и лесного комплекса Иркутской области Алексея Климова, торги «с воодушевлением» воспринимают в основном компании, не имеющие собственной сырьевой базы. Власти области рассчитывают, что «в течение разумного времени» не менее 10-15% от общего объема заготовки в регионе (27 млн кубометров в 2013 году) будет продаваться на бирже. Неудачу первой попытки создать биржу господин Климов объясняет тем, что «использовался административный ресурс, а не рыночные механизмы», не раскрывая деталей, но отмечая, что «давление на участников торгов недопустимо».
Михаил Темниченко надеется, что «в перспективе» биржа сможет сделать базисы и для продаж на экспорт, и для крупных участников рынка, таких как группа «Илим». Но там пока относятся к идее осторожно. Группа договорилась об обмене информацией с организаторами торгов, но сама готова рассмотреть участие, только если «на биржу выйдет большое количество игроков, а объемы достигнут необходимого уровня». При этом в «Илиме» опасаются, что и на этот раз возобладает «административный ресурс». «Важно, чтобы у чиновников не появилось желание организовать торговлю круглым лесом только через биржу», — говорят в компании. С этим согласен глава Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области Юрий Логачев. «Лес всегда торговался при личном присутствии представителей продавца и покупателя, — поясняет Юрий Логачев. — Они встретились у бревна, померили, посмотрели, оценили, поспорили и только тогда согласились на сделку. То, что здесь происходит на экране, мне не очень понятно». В то же время он признает, что убедить участников отрасли пойти на биржу может только «некий серьезный правительственный документ, обязывающий хотя бы какую-то часть продукции продавать именно на таких площадках, а остальные, если увидят, что этот механизм выгодный, сами придут».