Грант в помощь

Тенденции

Традиции благотворительности на территории региона восходят к меценатству дореволюционного купеческого Нижнего Новгорода. Но формы поддержки бизнесом социальных, спортивных и культурных проектов изменились не только за века, но и за последние несколько лет.

Благотворительность в Нижнем Новгороде берет начало со времен экономического расцвета региона, когда в город съезжались тысячи людей из соседних городов и областей. Толпы мастеровых, которые ежегодно прибывали в Нижний Новгород, Балахну, Горбатов и Макарьев, не всегда и не сразу находили работу, бедствовали их семьи, производственный травматизм приводил к появлению многочисленных увечных. Эти процессы усугубились в XVIII веке, когда в Нижегородской губернии возникли первые крупные промышленные предприятия-мануфактуры. Экономическое развитие территории приводило к росту населения, среди которого количество малоимущих становилось все больше.

Чтобы разрешить проблему и распределить социальную ответственность между государством и самими нижегородцами, в 1775 году было принято Учреждение о губерниях, согласно которому частным лицам было официально предоставлено право устраивать благотворительные заведения, а государство приняло на себя часть заботы по социальному обеспечению населения. В благотворительную деятельность тогда вовлекались и сами горожане, которые участвовали в работе попечительств денежными взносами, оказанием бесплатных услуг, сбором средств и привлечением жертвователей. Участниками благотворительных акций становились не только купцы, но и чиновники всех рангов, интеллигенция, духовенство, учащаяся молодежь, горожане и сельские жители.

Вложения на вырост

Сейчас большинство социально ориентированного бизнеса в регионе направляет средства и усилия на поддержку подрастающего поколения. Проекты самые разнонаправленные: в фокусе внимания компаний — и спортивные детские мероприятия, и финансовая поддержка детских домов и коррекционных школ, и оплата лечения больных ребят. Конечно, большая часть социальной нагрузки лежит на крупнейших предприятиях. К примеру, «Автокомпонент» принимает активное участие во всероссийской благотворительной акции «Под флагом Добра», которая подразумевает адресную помощь маленьким нижегородцам, нуждающимся в дорогостоящем лечении. Нижегородский филиал «КЭС-Холдинга» спонсирует ежегодный конкурс школьных творческих работ «Голос ребенка». Кроме того, компания проводит для детей из нижегородских социально-реабилитационных центров открытые уроки в формате праздников и творческих мастерских. Холдинг СИБУР в Нижегородской области поддерживает профильные образовательные учреждения — Дзержинский политехнический институт, Кстовский нефтяной техникум. Компания закупает компьютерное и лабораторное оборудование, литературу, организует лекции известных ученых. Компания «Алиди» работает с богородским коррекционным детским домом, ежегодно оказывая помощь в закупках необходимого оборудования и выделяя средства на ремонт помещений. «План и объемы работы обсуждаются с руководством детского дома в конце каждого года и составляется бюджет на год, в рамках которого компания „Алиди“ и осуществляет благотворительную деятельность», — рассказывает Олег Сурков, региональный директор группы «Алиди». X5 Retail group поддерживает проект, связанный с культурным развитием детей: компания в 2014 году стала стратегическим партнером конкурса «Живая классика» — международного конкурса чтецов русской поэзии. Активно помогают юным нижегородцам операторы связи. Например, «МегаФон» проводит уроки мобильной грамотности в районных школах региона, где специалисты компании рассказывают школьникам, как защитить себя от мобильного мошенничества, и о правилах поведения в интернете. Кроме того, в прошлом году «МегаФон» подарил ученикам нижегородской областной специальной школы-интерната специальные рельефные книжки для незрячих и слабовидящих. Компания МТС также реализует в Нижнем как региональные, так и федеральные проекты, направленные на поддержку молодого поколения: всероссийский благотворительный проект «Поколение Маугли», «Подари добро», «Дети в интернете», «Дети учат взрослых». Банк ВТБ в Нижнем Новгороде помогает специальному коррекционному детскому дому Богородска: ремонтирует помещения, организует досуг воспитанников, закупает предметы первой необходимости. Также банк реализует в регионе благотворительную программу «Мир без слез», в рамках которой приобретает дорогостоящее медицинское оборудование, лекарства и расходные материалы для Нижегородской областной детской клинической больницы. «В целом по банку приоритетным направлением благотворительной деятельности является оказание помощи детям. Это наш вклад, наши инвестиции в будущее, в формирование социально здорового и благополучного общества», — поясняет позицию компании управляющий филиалом банка ВТБ в Нижнем Новгороде Игорь Рожковский.

Не отстают от крупных российских компаний и иностранные инвесторы, работающие на территории региона. Французская компания Auchan (развивает в регионе торговую сеть «Ашан») выделяет средства на оборудование специальных комнат в интернатах и коррекционных школах, проводит конкурс для молодых кондитеров и пекарей «Сладких дел мастер». На поддержку детей со сложностями развития направлен социальный проект международной аудиторско-консалтинговой компании КПМГ, предусматривающий развитие служб раннего вмешательства в Нижегородской области. Цель проекта — снизить риски отставания в развитии и трудностей в дальнейшем обучении детей раннего возраста с помощью предоставления им особых услуг, в том числе совместно с местными провайдерами социальных сервисов. «Это просветительский и образовательный проект, в ходе которого специалисты социальной сферы Нижнего Новгорода знакомятся с новыми технологиями предоставления социальных услуг малышам и их семьям, учатся использовать эти подходы в своей повседневной работе», — пояснили в пресс-службе компании. Кроме того, компания в Нижнем Новгороде реализует региональный проект «Творчество ради жизни» для юных пациентов онкологического и гематологического отделений ОДКБ N1.

Особое внимание бизнес уделяет развитию детского спорта. На средства СИБУРа в прошлом году в Кстовском нефтяном техникуме был построен новый стадион. Кроме того, компания оказывает поддержку областному турниру по мини-футболу для любительских детских команд «Оранжевая бутса» и проводит региональный турнир по мини-футболу «СИБУР — детям!» в Дзержинске. В свою очередь «КЭС-Холдинг» реализует социальный проект «Школьная баскетбольная лига «КЭС-БАСКЕТ», в рамках которого компания поддержала 283 команды из Нижегородской области. Свою лепту в развитие детского спорта на территории региона вносит и «МегаФон»: центральный филиал компании проводит всероссийские соревнования по футболу среди команд детских домов и школ-интернатов «Будущее зависит от тебя» с участием нижегородских команд. «Мы постоянно участвуем в мероприятиях, направленных на популяризацию здорового образа жизни, и активно поддерживаем региональные проекты в области детского спорта. Так, на днях у нас стартовал проект под названием „Школа Павла Дацюка“. Главная задача — развитие детского хоккея в регионах», — рассказывают в «МегаФоне».

Средства оправдываются целями

Основными тенденциями в благотворительной сфере эксперты и участники рынка называют более тщательную оценку эффективности выделяемых средств и серьезный контроль их целевого использования. Для этого крупные компании с разового выделения средств на отдельные мероприятия или для отдельных учреждений переходят на грантовые формы финансирования социальных проектов и создают специальные подразделения для благотворительной работы. Например, ЛУКОЙЛ сейчас финансирует социальные и культурные проекты на конкурсной основе. Компания ежегодно собирает заявки на участие в конкурсе, оценивает их значимость с помощью влиятельных экспертов и отбирает наиболее эффективные, после чего выдает гранты и отслеживает расход средств по ним. В 2014 году в рамках конкурса рассмотрели более 350 заявок, поступивших из Нижегородской, Владимирской, Вологодской областей, республик Марий Эл, Мордовия, Чувашия, что на 35% больше, чем в 2013 году. Проекты рассматривались в четырех номинациях: «Молодое поколение», «Здоровый образ жизни», «Экология» и «Культура». Общий грантовый фонд в 2014 году составил 11,5 млн руб.

В «МегаФоне» сформирован благотворительный комитет, обеспечивающий прозрачный механизм планирования и эффективного управления затратами на оказание благотворительной помощи, а также выбора адресатов поддержки. Компания Auchan, в которой до 2011 года решение об оказании помощи принималось непосредственно на уровне отдельных гипермаркетов, также в итоге создала благотворительный фонд «Поколение Ашан». «Сейчас все благотворительные проекты осуществляются под началом фонда. Решение о том, какой проект поддерживать, принимается на попечительском совете, предварительно сотрудники фонда посещают организацию, которой требуется помощь. В случае принятия положительного решения начинается работа по проекту», — рассказывают в компании.

Внимание к целевому расходованию средств уделяется и при других формах работы. К примеру, группа «Алиди» в последние годы максимально формализовала работу с подшефными организациями с точки зрения планирования и учета средств, направляемых на благотворительность. «Такой подход позволяет нам заранее спланировать бюджет на благотворительность, определить объем и сроки выполнения работ, и мы уверены в целевом использовании средств», — отмечает Олег Сурков из «Алиди».

Некоторые компании сами приобретают необходимое своим подопечным. «Подход к оказанию спонсорской помощи в нашей компании целевой — мы не перечисляем деньги на расчетный счет благополучателя, а сами закупаем необходимое оборудование или организуем мероприятие. Это более прозрачный и понятный способ как для наших сотрудников, так и для наших акционеров», — рассказывают в «КЭС-Холдинге».

Помимо прочего, набирает популярность и корпоративное волонтерство, в рамках которого компании реализуют социальные проекты силами своих сотрудников на безвозмездной основе. «К примеру, банки предлагают курсы повышения финансовой грамотности, рассчитанные на широкую аудиторию; IT-компании — адресованные пенсионерам программы освоения навыков работы с компьютером», — рассказывает Игорь Рожковский. Такая форма благотворительности в большей степени характерна для иностранных компаний, отмечает руководитель департамента исследований банковского сектора Национального агентства финансовых исследований Ирина Лобанова. «Социальная ответственность бизнеса иностранных компаний в ряде случаев проявляется не столько в денежных пожертвованиях, сколько в вовлечении сотрудников в волонтерскую активность, что является частью корпоративной культуры. Например, организация субботников с очисткой лесопарковых зон или создание сотрудниками компании кормушек для птиц в тех компаниях, где одной из декларируемых ценностей является забота об окружающей среде. То есть зарубежный опыт основан на вовлечении в благотворительную деятельность сотрудников, а российский — в централизованной материальной помощи различным фондам», — поясняет эксперт. При этом крупные российские компании в регионах в последнее время активно развивают направление corporate response: речь идет о различных образовательных, медицинских и прочих программах для сотрудников компании и их семей. «Это логично, так как часто такие организации являются градообразующими или относятся к категории основных работодателей в городе», — считает госпожа Лобанова.

Еще одна форма работы по поддержке социально незащищенных слоев населения, получившая распространение, — сбор пожертвований от сотрудников и населения для нуждающихся в помощи. Например, это проект X5 Retail group и благотворительного фонда «Линия жизни» по сбору средств на лечение детей с заболеваниями сердца. «Мы устанавливаем в наших магазинах специальные короба для сбора средств. Каждый посетитель магазина может пожертвовать любую сумму, затем мы аккумулируем эти средства и направляем в фонд. В прошлом году по всей России в рамках проекта было собрано и направлено на лечение детей около 22 млн руб.», — рассказывает руководитель управления по связям с общественностью и PR-компании Владимир Русанов. Акцию «Нужное и полезное», предусматривающую сбор и передачу вещей нуждающимся, проводит на территории региона и КПМГ.

Еще одна форма социальной ответственности бизнеса сейчас — это вовлечение в рабочий процесс людей с ограниченными возможностями. Одним из примеров поддержки людей с инвалидностью со стороны бизнеса является создание нижегородского отделения Совета бизнеса по вопросам инвалидности (СБВИ). «Совет является своего рода посредником между бизнес-сообществом и группами лиц с ограниченными возможностями. В него входят ведущие компании региона, общественные региональные организации, представители учебных заведений», — рассказывает заместитель директора Приволжского регионального центра КПМГ Лариса Колчина. Совет содействует трудоустройству лиц с ограниченными возможностями, организует для них стажировки, ярмарки вакансий, помогает адаптироваться к новой работе и коллективу. Буквально в апреле при поддержке КПМГ прошла обучающая программа для людей с инвалидностью «Клуб ищущих работу». Также получил поддержку КПМГ конкурс «Путь к карьере», направленный на трудо­устройство студентов и выпускников вузов с инвалидностью.

Своя лепта

Малый и средний бизнес также участвует в благотворительной деятельности, причем его активность выше именно в регионах, отмечает Ирина Горбунова: «Это связано с уровнем конкуренции в Москве и Санкт-Петербурге, которая не позволяет предприятиям МСБ выделять средства и время на благотворительность. При этом социальная активность региональных компаний обыч­но проявляется в решении местных проблем и сосредоточена на повышении качества жизни в регионе: это организация публичных мест для отдыха, спонсирование местных социальных заведений, в том числе детдомов, организация праздников».

В Нижегородской области многие представители МСБ, несмотря на сравнительно небольшие возможности, являются социально ответственными, добавляют в региональном правительстве. «Особое внимание руководители МСБ уделяют развитию спортивной, культурной и духовной составляющих в жизни районов, где они работают. Средства направляются на создание и реконструкцию спортплощадок, храмов и культурно-развлекательных комп­лексов», — рассказывают в минподдержки предпринимательства.

В целом, как отмечают эксперты, социальная ответственность бизнеса в регионе растет. «Бизнес выходит за рамки своей внутренней среды, стремясь принимать более активное участие в жизни общества, в его развитии, в решении социальных проблем», — заключает Игорь Рожковский.

Анна Павлова

Вся лента