«Промышленников не пришлось убеждать финансировать образование»

Стратегия

Нижегородские промышленные предприятия при поддержке регионального правительства одними из первых в современной России возобновили эффективную практику подготовки рабочих кадров. Ее суть в том, что на условиях софинансирования с областным и федеральным бюджетами заинтересованное в привлечении специалистов предприятие вкладывается в переоснащение учреждения профтехобразования и организует на своих мощностях производственную практику для студентов. О том, как функционируют эти ресурсные центры сегодня, рассказывает один из инициаторов их создания председатель комитета по экономике и промышленности законодательного собрания Нижегородской области МИХАИЛ ГАПОНОВ.

— Михаил Викторович, первые ресурс­ные центры появились в Нижегородской области в 2007 году. В каких условиях они создавались? Кому вообще пришла такая идея?

— Авторами идеи были Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей и Общественная палата региона. Областное правительство сразу и безоговорочно эту тему поддержало. Идея, надо признать, не новая — так работали еще в Советском Союзе. Потом, в силу ряда факторов, в том числе и объективных, профтехобразование забросили, остались единичные ПТУ, которые, естественно, были не в состоянии не только покрыть дефицит кадров для промышленных предприятий, но и обеспечить должную квалификацию своих выпускников: они приходили на производство и не знали, с какой стороны подойти к современному станку. Тогда проблема с кадрами стояла гораздо острее, чем сейчас, и промышленников не пришлось убеждать финансировать образование — идея шла от них. Так что можно сказать, что это была инициатива снизу.

— Как работает ресурсный центр?

— Фактически это дополнительные средства для училища или техникума, который совместно формируют промышленное предприятие, областной и федеральный бюджеты. Их соотношение в общем объеме финансирования может меняться, не всегда участвует Федерация — в каждом конкретном случае все зависит от возможностей предприятия и казны. В целом с 2007 года в создание ресурсных центров промышленники и бюджет вложили несколько сотен миллионов рублей. На выделенные средства училища закупают станочный парк, обновляют основные фонды (например, ремонтируют помещения, где будет установлена техника). Кроме того, студенты ресурсных центров получают возможность проходить практику непосредственно на производстве.

— Сколько ресурсных центров в регионе? Достаточно ли их?

— Пока их 15, они готовят специалистов для радиоэлектронной, металлургической, дорожно-строительной, атомной, сельскохозяйственной отраслей, а также ЖКХ. Нужно ли больше? Да, и эта работа ведется, в некоторых промышленных центрах, например в Борском районе, ресурсный центр пока не создан. Но все понимают, что проект исключительно прикладной, и дискредитировать идею — везде штамповать центры ради количества — никто не будет.

— Как покрывается потребность в рабочих сейчас?

— Трудно оценить однозначно. Сейчас мы меньше, чем в 2007 году, ощущаем дефицит кадров, это стало больше проблемой дефицита квалификации. Вот, условно, надо вам из Нижнего Новгорода в Семенов добраться: пешком, скорее всего, не дойдете, на «Москвиче» — жарко, неудобно, но доехать можно, а лучше все-таки на BMW. Так вот, сейчас у нас есть «Москвич», а семь лет назад речь шла о том, что как бы не пришлось пешком идти в Семенов. Если продолжать аналогию, то проблему превращения «Москвича» в гордость автопрома ресурсные центры в перспективе решить помогут, но, к сожалению, не так быстро как бы всем нам хотелось.

— Может ли быть эффективной такая же схема в высшем образовании?

— А у меня к вам встречный вопрос: если для ПТУ продуктивной поддержкой будет ремонт помещений, закупка станочного парка, производственная практика в цехах промышленных предприятий, развитие системы наставничества, то что мы можем предложить вузам? Учебники закупить? Высшее образование — тонкий, сложно организованный механизм, который нельзя регулировать финансами. Научная школа не создается вульгарным вбрасыванием денег. Да, это тренд: «В среднем образовании схема сработала, давайте попробуем воспроизвести ее и в высшем». Но как показывает опыт, бесцеремонно вмешиваться в процесс обучения в высшей школе категорически нельзя. Когда мастер цеха объясняет рабочему, что он должен делать, — это нормально. Кто, как не он, лучше всех знает свой станок? Но совершенно не факт, что начальник конструкторского бюро лучше знает, что должен делать проектировщик. У начальника КБ своя задача — он системный интегратор.

— Какие еще меры можно предпринять для решения кадровой проблемы в промышленности?

— Набор факторов понятен: достойная зарплата, соцпакет, условия труда, понятный сценарий карьерного роста. Это то, что предприятия могут предоставить сотруднику самостоятельно. А с созданием ресурсных центров у промышленников появилась возможность заинтересовать потенциальных сотрудников еще на этапе получения образования, чтобы они целенаправленно готовились к работе на конкретном предприятии. Но по-прежнему острой остается проблема престижа рабочей профессии, и нам необходимо активнее ломать стереотипы общественного сознания в этом направлении. Так, сегодня далеко не все еще знают, что рабочий на предприятии зачастую получает заработную плату больше, чем, например, клерк в банке.

Беседовала Татьяна Красильникова

Вся лента