«Фонд нужно выбирать так же тщательно, как банк для размещения своих средств на депозите»

Блиц-интервью

В Нижегородской области существует единственная в России региональная Ассоциация добросовестных благотворительных фондов. Созданная в прошлом году организация призвана помочь преодолеть кризис доверия к институту благотворительности, возникший в регионе, выработав критерии надежности и эффективности организаций и фондов. О работе ассоциации рассказала ее координатор Оксана Тажирова.

— Расскажите о цели создания Ассоциации добросовестных благотворительных фондов.

— Полтора года назад в регионе разразился крупный скандал, связанный со средствами, собранными на лечение нижегородки Ирины Орловой. Напомню, тогда родственникам и друзьям Ирины удалось собрать крупную сумму денег, но они не понадобились, поскольку женщина умерла. После этого было принято решение разделить сумму на две части: одну отдать в фонд, другую потратить на покупку квартиры для сына Ирины. Надо признать, это было воспринято неоднозначно частью нижегородской и российской общественности, которая помогала не только Ирине, но и другим фондам и организациям. В результате история породила небывалый кризис доверия к институту благотворительности. В информационном поле несколько месяцев только и говорили о том, что кругом мошенники, участвующие в теневых сборах пожертвований, о миллиардах рублей, расходование которых невозможно отследить. После всей этой волны негатива у некоторых фондов месяцами не было пожертвований. Причем речь шла не только об отсутствии частных пожертвований, от благотворителей ушли даже партнеры — коммерческие организации, стабильные и постоянные, хорошо знакомые с фондами. Чтобы преодолеть возникший кризис, мы и решили создать Ассоциацию добросовестных благотворительных фондов Нижегородской области. Главной целью ассоциации стало желание помочь благотворителям оказывать пожертвования эффективно. На сегодняшний день в ассоциации состоят 11 благотворительных организаций.

— Получается, что все остальные организации и фонды подозрительные?

— У нас нет ни морального, ни юридического права кого-то в чем-то обвинять. Более того, нет никакого желания обвинять кого-то. Мы пошли другим путем и обозначили критерии добросовестных благотворительных организаций и фондов. Начали с того, что подготовили методичку о том, как отличить добросовестный фонд от недобросовестного. Это своего рода правила элементарной благотворительной «гигиены», следуя которым вы сделаете свои пожертвования более безопасными и эффективными. Они очень простые и сводятся к открытости того или иного фонда. В частности, есть ли на сайте фонда финансовые отчеты, аудиторские заключения о том, сколько средств пришло, сколько ушло и на что. Также следует обратить внимание на то, какие люди входят в состав организации, как оперативно выкладываются новости о ее деятельности и хорошо ли данная организация индексируется в поисковых системах. Что касается 11 наших фондов, то они взяли на себя обязательства по опубликованию всей этой информации. Кроме этого идет постоянный внутренний контроль. Мы присматриваем друг за другом. Например, можем сказать тому или иному фонду — вот, вы акцию провели, а отчета на сайте нет. Укажите, сколько средств собрали. Мы стремимся к тому, чтобы знак нашей ассоциации стал знаком качества для благотворительных фондов. И думаю, мы с этим справляемся. Кризис доверия, который нас всех накрыл, постепенно исчезает. Ситуация выравнивается.

— Вас когда-нибудь обвиняли в попытке монополизировать благотворительность, разделив все-таки фонды на те, которые «точно» заслуживают доверие, и те, которые «не совсем»?

— А мы так не делим ни себя, ни коллег. Наша ассоциация предоставляет полный объем информации для принятия взвешенного решения для выбора благотворительной организации. Фонд нужно выбирать так же тщательно, как банк для размещения своих средств на депозите. Банк — это оператор ваших денег. Благотворительный фонд — это точно такой же оператор ваших денег, которым вы доверяете решить, как лучше помочь, что лучше купить или сделать для благополучателей. И если банк мы выбираем осознанно, почему для фондов должно быть исключение?

— У вас нет опасения, что после того, как потенциальный благотворитель прочитает это интервью и узнает о подводных камнях, ему вообще не захочется связываться и что-то жертвовать?

— Благотворительность — это очень эмоциональная сфера. И, конечно, рассуждения, размышления, детальный анализ могут охладить возникший порыв сделать пожертвование. Но если вы все-таки решили направить свои деньги на помощь нуждающимся и хотите, чтобы они действительно помогли, тогда вы должны принять осознанное решение на основе анализа ситуации. Тогда от вашего пожертвования действительно будет польза. Но самое главное — понимать, что добросовестных фондов больше. И помнить, что помогать нужно.

Беседовал Антон Прусаков

Вся лента