"Надо дать человеку возможность исправиться"
В Госдуме предлагают наказывать детей, которые не заботятся о своих родителях. Соответствующие поправки в административный кодекс разработал депутат от "Справедливой России" Олег Михеев. Автор инициативы, депутат Олег Михеев и адвокат Юлия Искрина обсудили законопроект с ведущим "Коммерсантъ FM" Анатолием Кузичевым.
По мнению Олега Михеева, совершеннолетних россиян, которые не содержат своих нетрудоспособных родителей, следует штрафовать на сумму от 100 до 1 тыс. рублей. Согласно пояснительной записке к законопроекту, сейчас за такое же правонарушение можно привлечь к административной ответственности родителей. Депутат считает, что будет справедливо распространить действие этой меры и на нерадивых детей.
А.К.: Давайте сначала попросим Олега Леонидовича рассказать свои, так сказать, мотивы и логику, которая заставила его эту, прямо скажем, для многих такую неожиданную, необычную инициативу внести. Пожалуйста, Олег Леонидович.
О.М.: Конечно, если будет заголовок в газете или в другом средстве массовой информации звучать так, как вы озвучили, он действительно вызовет недоумение, недовольство и не понятно, что это.
А.К.: Поэтому у вас есть прямой эфир и возможность меня подкорректировать, прошу.
О.М.: Я воспринимаю эту инициативу немного по-другому, по той причине, что не просто нерадивых детей или так, как звучит, что если есть решение суда, которое пытаются дети не исполнить, у нас уже есть мера наказания, которая на сегодняшний день находится в уголовной ответственности. И если человек уклоняется, скажем, до одного года лишения свободы человек может получить наказание.
Нужно понимать, что если в семье все нормально, если у родителей и детей все хорошо, они находят общий язык, и до суда не доходит дело... Но часто ко мне обращаются люди, когда уже конфликт дошел, они друг друга не слышат, и почему-то дети думают, что все будет проходить безнаказанно, то когда одна из сторон обращается в суд, судья встает перед выбором, или уголовная ответственность, что не совсем хорошо, или, так сказать, поощрить его, ничего не сделать. И данная инициатива, эта поправка в существующий закон, которая, на мой взгляд, в большей степени является напоминанием этому человеку о том, что судья пригласив их и выслушав мнения сторон, сможет сделать другой вывод, что, может быть, на первый раз сделать предупреждение и взять штраф 1 тыс. руб.
А.К.: Понятно.
О.М.: И дать возможность человеку исправиться, чтобы у него не было этой уголовной судимости.
А.К.: Потому что в запасе есть наказание у судьи.
О.М.: А если будет повторяться, то дальше уже будет все по закону.
А.К.: Олег Леонидович, у нас не очень много времени, скажите, пожалуйста, а вот внесение этой инициативы связано с просто с умозрительным представлением о справедливости или с какой-то возможно известной вам статистикой?
О.М.: Если говорить про справедливость, тем словом, которое добавили вы, я думаю, что это не совсем, это ваше тут уже такое предвзятое отношение…
А.К.: Да, это мое представление об отношении родителей и детей.
О.М.: Я вам скажу следующее, что это на базе тех встреч, тех обращений, которые ко мне поступают.
А.К.: То есть такая проблема есть, грубо говоря?
О.М.: Да. Проблема эта есть.
А.К.: Все, услышали, спасибо вам большое. Теперь, пожалуйста, Юлия Искрина, адвокат.
Ю.И.: Объективно эта инициатива, в принципе, хороша, но у нас в Семейном кодексе есть нормы, касающиеся алиментных обязательств, это и уголовная ответственность в случае злостного уклонения, и эти нормы могут работать, если исполнительное производство контролируется, и служба судебных приставов отрабатывает ту процедуру, которая закреплена в законодательстве. Какая цель у этой инициативы? Вроде бы как взбодрить и направить на путь истинный должников, дети которых должны содержать своих родителей, но штраф-то уплачен в доход государства, а родители остаются опять не обеспеченными своими детьми, так здесь вот как бы получается есть оборотная сторона этой монеты. Я считаю, что это нерабочий вариант.
А.К.: А еще раз давайте в режиме формулы. Нерабочий вариант, потому что что? Потому что нет никакого другого рычага воздействия на, так сказать, не на детей, которые будут где-то сидеть несчастные, а непосредственно на их отношение, да?
Ю.И.: Есть норма, закрепляющая ответственность злоупотребляющего лица, который не платит алименты. Это все работает, в данном случае, когда родители должны для своих детей.
А.К.: Понял, ясно. Да, Олег Леонидович, вы хотели поправить, комментировать.
О.М.: Я с Юлией согласен, и если смотреть с точки зрения, что есть нормы, которые работают, не работают можно долго спорить, а вопрос в другом, что когда человек уклоняется, умышленно, изготавливает различные справки, уходит в сторону. Как раз когда будет подано новое заявление в суд, сейчас перед выбором или ему сразу срок давать до одного года или же дать возможность человеку исправиться. Вот как раз эта норма она больше предупреждающая, что с ним больше шутить не будут.
И как раз судьи, которые принимают решения сегодня, они же слушают и одну, и другую сторону, и у них вариант, повторяюсь, или применить уголовное право, или же, в принципе, ничего ему не сделать, и он остается в стороне, потому что вроде бы они услышали какие-то доводы, которые не дают возможность человека посадить в тюрьму. Поэтому я считаю, что должна быть вторая часть. Как раз у фемиды появляется возможность дать ему штраф небольшой и сказать: если вы не будете, не справитесь, то в следующий суд вы пойдете в тюрьму.
А.К.: Понятно.
О.М.: Потому что они находятся в проблеме и им уже просто сказать: "Ребят, смотрите, что будет, какой следующий шаг".
А.К.: Понятно. Услышали.
Ю.И.: Хорошо, ситуация эта не одного дня. То есть до того, как уже будет признано, что это будет определенное правило, будут предупреждены все, зачем перегружать суды, они и так перегружены?
О.М.: Юлия, ну, исходя из вашей логики, это надо всех сажать и расстреливать, я считаю, что неправильно…
Ю.И.: Нет, зачем?
А.К.: Вот вы идеальный вариант сейчас рассматривали.
О.М.: Еще раз, ладно, еще раз исправится, мы же все-таки живем в стране цивилизованной, нормальной, и повторяюсь, чтобы у судьи была инициатива какое наказание применить к этому человеку.
Ю.И.: У нас есть процедура-медиация, которая возможна как раз-таки на стадии первого рассмотрения дела, да. Это переговоры и так далее. То есть суд также наделен этими…
А.К.: То есть сейчас у суда есть возможность внушения без того, чтобы прибегать к каким-то реальным мерам воздействия там, наказания, правильно?
Ю.И.: Конечно.
А.К.: Олег, есть же такие меры, смотрите.
О.М.: Я дополню, я все эти вопросы о мендиации как раз у них не звучит, что это лишнее, это у них есть еще одна возможность воздействовать на этого человека.
А.К.: Дополнительно.
О.М.: Оно, это дополнительное. Оно ни в коем случае не хуже, оно просто дает возможность дополнительную привлечь к административной ответственности. Это только плюс, и только приветствуется.