Правила игры
в создание правил описывает обозреватель отдела бизнеса Юрий Барсуков
Как известно, чем лучше регулятор знает свой рынок, чем плотнее он общается с его участниками, тем быстрее он теряет возможность выполнять свою первоочередную задачу и становится в лучшем случае лоббистом отрасли, а в худшем — отдельных ее представителей. Если же регулятор не знает свой рынок, то неизбежно совершает ошибки. Антимонопольное ведомство предпочитает из этих двух зол выбирать третье: если ФАС не знает рынок и не понимает, как его регулировать, то она предпочитает переделать его так, чтобы он стал понятен. Универсальным рецептом тут является создание биржи: такой подход ФАС уже использовала в случае удобрений и нефтепродуктов и по-прежнему рассматривает для нефти, угля, металлов, леса, зерна, а теперь и для сжиженных углеводородных газов (СУГ).
По данным "Ъ", ФАС уже в ближайшие дни опубликует проект совместного с Минэнерго приказа об обязательной продаже СУГ на бирже, причем не только топлива (пропан-бутан и сжатый метан), но и чистых фракций для нефтехимии. Если по топливным СУГ есть принципиальное согласие, что их можно выводить на биржу, то по последнему пункту мнение ФАС пока радикально расходится с позицией как основных производителей, так и Минэнерго. В отрасли считают, что потребителей газов для нефтехимии очень мало, все они работают по долгосрочным контрактам, а перевод части объемов на биржу приведет к появлению ненужных посредников и спекулятивному росту цен. Кроме того, производителей беспокоит, что для полноценного участия в биржевых торгах им придется делать миллиардные инвестиции в строительство газовых хранилищ. Потенциальные потребители с такой логикой не согласны: сейчас СУГ поставляются только по долгосрочному контракту, условия получения такого контракта непрозрачны, а без него бессмысленно открывать или увеличивать производство. Кроме того, нет и единого понимания "справедливой" цены на СУГ, и крупные нефтехимические потребители уже пожаловались в ФАС на завышение цен со стороны производителей.
ФАС в данном случае находится в сложном положении, поскольку тоже не знает, какова "справедливая" цена, и службе нужен хоть какой-то индикатор. Поэтому регулятор предлагает производителям прийти с понятным объемом товара на биржу, соглашаясь с тем, что к этим сделкам по цене и условиям у ФАС претензий уже быть не может. Для той же цели ФАС несколько лет назад начала создавать биржевой рынок нефтепродуктов, и о многочисленных ошибках регулятора на этом пути и последствиях этих ошибок "Ъ" неоднократно писал. Но как к этому ни относись, сейчас биржевой рынок нефтепродуктов существует, он работает и в целом решает те задачи, ради которых ФАС его создавала. Что до ошибок — думаете, легко рынок переделать?