«Сатурн» ответит за космические цены
На официального перевозчика Alfa Future People пожаловались в прокуратуру и УФАС
Организаторы фестиваля электронной музыки Alfa Future People, который в минувшие выходные собрал под Нижним Новгородом около 30 тыс. человек, обратились в прокуратуру с жалобами на действия официального перевозчика фестиваля — такси «Сатурн». К этому их побудили многочисленные жалобы в соцсетях зрителей фестиваля на завышенные тарифы таксистов: за 5 км пути брали 3 тыс. руб. К разбирательству уже подключилось управление Федеральной антимонопольной службы, куда поступили первые официальные жалобы на действия таксистов. В «Сатурне» говорят, что не несут ответственности за таксистов, если в диспетчерскую службу не поступали вызовы и водители работали на мероприятии как ИП, принимая заказы на месте.
Вчера агентство маркетинговых коммуникаций Zeppelin Prо, организатор фестиваля Alfa Future People (AFP, подробнее — см. «Досье»), распространило официальное сообщение о том, что компания «инициировала возбуждение административного дела прокуратурой» по поводу завышения стоимости пассажирских перевозок официальным перевозчиком AFP компанией «Сатурн». «По нашей просьбе сотрудниками полиции и прокуратуры назначена проверка при выявлении фактов завышения цен на перевозки», — пояснили „Ъ“ в агентстве.
Поводом для такой реакции стали многочисленные жалобы в соцсетях зрителей фестиваля на завышенную стоимость перевозок: порой поездка на 5 км обходилась в 3 тыс. руб. Въезд на территорию фестиваля для личного автотранспорта был закрыт для всех, кроме жителей поселка Большое Козино, получивших специальные пропуски, и участников фестиваля, купивших VIP-билеты или отдельный парковочный билет стоимостью 1,8 тыс. руб. на все три дня мероприятия. Остальные владельцы машин оставляли их рядом с трассой и до концертных площадок добирались пешком примерно 4,5 км или пользовались услугами такси.
«Мы очень разочарованы тем, как повела себя в данной ситуации компания „Сатурн“, которая получила статус перевозчика фестиваля и затем полностью нарушила все предварительные договоренности. Больше всего обидно за наших гостей, столкнувшихся с таким диким отношением со стороны таксистов, потерявших все представления о совести при возможности нажиться на безвыходной ситуации людей», — говорят в Zeppelin Prо. В сообщении отмечается, что договор с «Сатурном» организаторы фестиваля не подписывали, а к передвижению по территории поселка Большое Козино перевозчик был допущен как «самый крупный оператор такси в Нижнем Новгороде».
Региональный директор диспетчерской службы «Сатурн Поволжье» Наталья Сафронова считает, что «к администрации такси не может быть никаких претензий»: «Есть два варианта уехать на такси: позвонить в диспетчерскую и заказать машину или взять машину с руки — подходишь и просишь довезти. Во втором случае водитель как легальный перевозчик с разрешением вправе установить любой тариф — в этот момент он работает не от компании, а как индивидуальный предприниматель. Если же человек заказывал машину через диспетчера, то ему приходил автомобиль с таксометром, который ехал по обычному тарифу». Госпожа Сафронова отмечает, что цены с организаторами фестиваля не обсуждались — речь шла только о том, что «Сатурн» работает по таксометрам. Кроме того, по словам директора диспетчерской службы, «Сатурн» предупреждал организаторов о возникновении подобных ситуаций с таксистами и просил уведомлять участников мероприятия обращаться в диспетчерскую службу и не брать такси на улице.
Один из таксистов, услугами которого в день фестиваля пользовался „Ъ“, высказал свою версию событий. Он предположил, что, даже если вызовы проходили через диспетчеров, таксисты-предприниматели просто не принимали их — действовать на месте на свое усмотрение было выгоднее.
Кроме прокуратуры, ситуацией заинтересовалось управление ФАС по Нижегородской области — в ведомство начали поступать жалобы на действия таксистов от зрителей фестиваля. «Один из заявителей, направивших обращение в антимонопольный орган, сообщает, что таксист согласился отвезти его до центра Сормовского района Нижнего Новгорода за 7 тыс. руб., при том что обычная стоимость проезда по этому маршруту составляет около 600 руб.», — сообщили в УФАС. Ведомство обещает изучить действия организатора и официального перевозчика на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Кроме того, ситуация будет обсуждаться с представителями таксомоторного рынка региона на ближайшем совещании в УФАС 17 июля.
Управляющий партнер Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Олег Тимофеев считает, что обращение в прокуратуру носит «общий характер». «Прокуратура может провести проверку, чтобы установить, соответствуют ли действия официального перевозчика требованиям законодательства. Скорее всего прокуратура скажет, что, поскольку между организаторами и службой такси не было договора и не была зафиксирована цена, между ними были гражданско-правовые отношения, то есть стороны вольны принимать любые решения, которые их устраивают», — комментирует эксперт. Он считает, что организаторам «нужно будет доказывать злоупотребление правом со стороны провайдера», заключавшееся в том, что завышенные тарифы устанавливались ночью — в то время, когда у людей не было других вариантов добраться до города. Что касается перспектив антимонопольного разбирательства, то, по мнению юриста, выявить нарушение будет сложно. «Нужно установить, на самом ли деле на мероприятии работали официальные водители „Сатурна“ или это были неустановленные лица, не имеющие отношения к официальному перевозчику. Структура „Сатурна“ организована таким образом, что на них работают ИП по агентскому договору, то есть расследование должно вестись в отношении каждого конкретного водителя. Также важен факт фиксации события — чек», — говорит Олег Тимофеев. По его прогнозу, разбирательство усложнит сбор большого объема доказательной базы и поиском фигурантов. «Все было бы проще, если бы организатор и перевозчик заключили договор, в котором бы прописали диапазон стоимости перевозок. Это урок на будущее», — резюмирует эксперт.