Не покупайте нероссийское
Правительство начало кампанию ограничения госимпорта с транспортных средств
Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, вводящее запрет на государственные и муниципальные закупки различных видов техники иностранного производства. Запрет распространяется на использование автоиномарок от чиновников до коммунального хозяйства. Обход запрета для производителей иностранных брендов один — локализация производства, которая к 2018 году должна будет составить 60-70%. Вслед за автомобилями и тракторами ограничения в будущем распространятся на текстильную промышленность и при госзакупках медицинского оборудования.
Ограничительный перечень для госзакупок иностранной техники Дмитрий Медведев сформулировал в ходе вчерашнего совещания с вице-премьерами. "Речь идет не только о резонансных темах, но и об общественном транспорте, специальной технике, которая используется экстренными службами, бюджетными организациями, о технике, которая применяется в коммунальном хозяйстве, строительстве, целом ряде других сфер",— сообщил Дмитрий Медведев. Впрочем, как тут же признался премьер-министр, этот документ не означает полный отказ от сотрудничества с иностранными компаниями. Наоборот, он предусматривает развитие их производственной кооперации с российскими предприятиями, в том числе и в виде локализации производства по целому ряду технических образцов.
Как пояснил вице-премьер Аркадий Дворкович, под словом "иностранная" — а именно иностранную технику нельзя будет приобретать — "понимается та техника, которая производится не на территории РФ". То есть имеются в виду не иностранные бренды, которые созданы за рубежом, а техника, которая производится на территории других стран. При этом иностранные бренды, которые производятся в России, для данного постановления являются российской техникой, если достигается обусловленный контрактами уровень локализации. И, как сообщил Аркадий Дворкович, этот уровень будет увеличиваться по годам. Сейчас он составляет по разным предприятиям от 30% до 40%, должен будет дойти до 60-70% к 2018 году. "Если компании будут этот график соблюдать, то они будут иметь возможность продавать эту технику и для государственных и муниципальных нужд, а не только на обычных коммерческих условиях на рынке",— подчеркнул Аркадий Дворкович.
Вице-премьер также сообщил, что при составлении списка были проанализированы имеющиеся возможности и мощности российских производств, а также их планы по кооперации с иностранными производителями. "По всем позициям у нас есть уверенность, что эту технику можно будет выпустить в России приемлемого, конкурентоспособного качества и по ценам, которые соответствуют уровню конкурентов. Никакого завышения цен здесь не предвидится, условия конкуренции не нарушаются",— сообщил Аркадий Дворкович. В качестве дополнительного аргумента он также сослался на одобрение этой меры со стороны Федеральной антимонопольной службы и свою уверенность в том, "что мы сможем реализовать в полной мере преимущества российской промышленности, поднять ее на новый технологический уровень за счет таких дополнительных преференций".
Вводя ограничения по госзакупкам на автомобили и тракторы, правительство не собирается останавливаться. Аналогичные меры предполагается ввести и в текстильной промышленности, и при закупке медицинского оборудования (см. "Ъ" от 24 марта 2014 года). Перечень ограничений в этих двух отраслях только разрабатывается. "Таким образом, надеюсь, это поможет соблюсти необходимый баланс на рынке и в конечном счете будет способствовать лучшему удовлетворению в услугах",— подвел итог вчерашней работы премьер-министр.
Вряд ли момент введения достаточно давно обсуждавшегося преференциального режима российским производителям для госзакупок выбран случайно. В ситуации нескольких месяцев подряд сокращающегося инвестиционного спроса в России, затронувшего не только импортные оборудование и транспорт, но и российские товары и производственные линии, запрет на импорт может по крайней мере символически поддержать российские проекты в этих сферах — в первую очередь локализационные для крупнейших поставщиков государства по импорту. Впрочем, ограничение конкуренции сейчас Белым домом не рассматривается как временная мера — пока можно лишь предположить, что в дальнейшем при неизбежном росте цен на "локализованную" продукцию правительству придется заменять запреты на импортное оборудование на более мягкие схемы преференций, например на усиление закупочных преференций российским компаниям в федеральной контрактной системе.