Демпинг дело добролетное

На московское направление из Уфы пришел второй низкобюджетный перевозчик

Новый российский дискаунтер «Добролет» («дочка» «Аэрофлота») объявил об открытии продаж авиабилетов на рейс Уфа-Москва. Перевозчик станет восьмой авиакомпанией на этом направлении и вторым лоукостером после «Ред вингз». Стоимость его билетов пока отличается от предложений конкурентов почти вдвое. Однако, отмечают собеседники „Ъ“, к демпингу в разное время прибегали и другие перевозчики, желавшие закрепиться на рынке. Потом их цены повышались. Отраслевые эксперты отмечают, что для развития полноценных лоукостеров в России нет условий.

Участники рынка и эксперты считают, что низкие цены «Добролета» продержатся недолго

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Авиакомпании «Добролет» (дочерняя структура «Аэрофлота») согласован ежедневный рейс Уфа-Шереметьево (Москва) с вылетом из Уфы в 23.45, из Шереметьево в 18.40, следует из расписания на сайте авиакомпании. Перевозчик намерен выполнять рейсы с 16 августа на новых самолетах Boeing-737-800 Next-Generation вместимостью 189 человек, начата продажа авиабилетов. Минимальная стоимость билета в оба конца на сайте компании составляет 2,8 тыс. руб. со всеми сборами, максимальная — 5,8 тыс. руб. В стоимость входит провоз багажа весом до 10 кг. Питание и напитки равно как и провоз багажа сверх нормы оплачиваются отдельно.

«Добролет» — второй лоукостер на московском направлении из Уфы, которое обеспечивает примерно 40% пассажирского трафика аэропорта (в 2013 году он составил 2,2 млн человек). Его основным конкурентом считают авиакомпанию «Ред вингз» (Red Wings), позиционирующую себя в низкобюджетном классе перевозок. «Ред вингз» возобновили рейсы Уфа-Москва в январе и в начале года также продавали билеты дешевле конкурентов. Их стоимость начиналась от 4,3 тыс. руб. в оба конца. Сейчас минимальная цена рейса у «Ред вингз», по данным билетных операторов, составляет 8,8 тыс. руб. Предложения шести других перевозчиков, летающих в Москву из Уфы, еще дороже — в среднем около 10 тыс. руб. Это направление обслуживают также «Уральские авиалинии», UTair, «Трансаэро», S7, «Ямал», «Аэрофлот». С января билеты в Москву подорожали у всех авиакомпаний.

Себестоимость рейса Уфа-Москва «не ниже 6 тыс. руб.», отметил собеседник в уфимском подразделении «Ютэйра». Он сомневается, что «Добролет» сможет удерживать низкие цены бесконечно, хотя признает, что возможности нового лоукостера «в этом плане лучше, так как за его спиной „Аэрофлот“, и он может сэкономить на аэропортовых сборах в домашнем аэропорту Шереметьево». «„Трансаэро“, объявившая в начале года о запуске низкобюджетных перевозок, тоже летала дешевле. Но как только наладила пассажиропоток, его цены подтянулись до средних. Долго работать себе в убыток никто не может»,— отметил собеседник.

Другим фактором удорожания стоимости перелетов в Москву в пресс-службе «Ютэйра» назвали сезонный спрос. «С конца января до начала мая — низкий сезон для авиаперевозчиков, которые активно привлекают в этот период пассажиров специальными акциями и предложениями цены. Лето — высокий сезон»,— отметила начальник пресс-службы авиакомпании Елена Галанова.

Издержки «Добролета» будут заметно ниже, чем у других лоукостеров, полагает генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев. Он отмечает, что «дочка» «Аэрофлота» «не только экономический, но и социальный проект, ради которого власти пошли на снижение таможенных пошлин на ввоз иностранных самолетов и введение невозвратных тарифов».

По мнению Рамиля Тимиргазина, руководившего аэропортом Уфы до 2012 года, «в России нет классических лоукостеров, потому что нет условий для их развития». «За рубежом низкобюджетные авиакомпании обслуживаются в небольших аэропортах, которых в России нет. Тем самым они обеспечивают низкую себестоимость рейса. В этом смысле нельзя назвать „Добролет” полноценным лоукостером. Это, скорее, инструмент в конкурентной борьбе „Аэрофлота” за рынок»,— полагает собеседник.

Генеральный директор Red Wings Евгений Ключарев согласен, что «основным препятствием» для развития лоукостеров в России являются «высокая стоимость аэропортового обслуживания, отсутствие альтернативных аэропортов в основных городах полетов авиакомпаний, сложные таможенные процедуры по логистике запасных частей и желание пассажиров сохранить уровень обслуживания на борту воздушного судна при низкой стоимости билета».

Булат Баширов

Вся лента