Торг мэрии оказался неуместен
К рынку наружной рекламы Тольятти бизнесмены интереса не проявили
Более половины торгов на право установки наружной рекламы в Тольятти признаны несостоявшимися. На четыре аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию 135 рекламных щитов размером 3х6 м не было подано ни одной заявки. Эксперты „Ъ“ уверены, что причина отсутствия интереса кроется в серьезно завышенных стартовых ценах. Депутат Тольяттинской городской думы Борислав Гринблат заявил „Ъ“, что на последнем заседании парламента уже было принято решение о внесении изменений в методику формирования начальной цены по данным аукционам.
Как стало известно „Ъ“, по состоянию на 15 июля 2014 года четыре из семи аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Тольятти признаны несостоявшимися. Итоги еще трех аукционов пока не подведены.
Так, на первый аукцион было выставлено право заключения договоров на установку и эксплуатацию 20 щитов размером 3х6 м (один лот) сроком на пять лет. Минимальная цена лота была установлена в размере 16,4 млн рублей. При этом еще 7,7 млн рублей составлял размер годовой платы за установку и эксплуатацию билбордов. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе был составлен 2 июля — поскольку ни одной заявки не поступило, аукцион был признан несостоявшимся. 7 июля комиссия признала несостоявшимся второй аукцион, на который было выставлено два лота. В каждый из лотов было включено по 20 рекламных конструкций размером 3х6 м. Минимальная цена и годовая плата составили 16,4 млн и 7,7 млн соответственно.
10 июля комиссия по торгам признала несостоявшимся третий аукцион, на который в трех лотах было выставлено пятилетнее право на установку и эксплуатацию 75 рекламных щитов размером 3х6 м. В первый лот было включено 20 билбордов в Центральном и Автозаводском районах Тольятти. Стартовая цена на право заключения договора была установлена в размере 16,4 млн рублей, годовая плата — 7,7 млн рублей. Во второй лот с минимальной стоимостью в 17,2 млн рублей и годовой платой в размере 8,1 млн рублей было включено 28 рекламных конструкций во всех (Автозаводском, Центральном и Комсомольском. — „Ъ“) районах города. 27 билбордов входило в третий лот, начальная цена которого была установлена в размере 16,6 млн рублей, а годовая плата составляла 7,8 млн рублей. Вчера на официальном сайте мэрии Тольятти был опубликован протокол рассмотрения заявок на участие в четвертом аукционе на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций сроком на пять лет. На торги было выставлено 72 конструкции размером 3х6 м, включенные в три лота. В первый лот было включено 32 рекламных щита. Стартовая цена на право заключения договора была установлена в размере 13,1 млн рублей, годовая плата — в размере 6,2 млн. Начальная цена контракта по двум другим лотам, каждый из которых включает в себя по 20 билбордов, составляла по 16,4, размер годовой платы для каждого лота был установлен в сумме 7,7 млн.
До конца июля в Тольятти планируется провести еще три аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. На них выставлено 169 щитов размером 3х6 м и 58 пилонов размером 1,2х1,8 м.
Напомним, в конце 2012 года в своем послании губернатор Самарской области Николай Меркушкин потребовал от муниципалитетов эффективной работы по увеличению доходной части городских бюджетов за счет исключения «серых» схем, в том числе и на рынке наружной рекламы. К упорядочению ситуации в этой сфере должны были привести и поправки в федеральное законодательство, принятые в мае 2012 года. По ним места под наружную рекламу могут распределяться исключительно по итогам торгов. Практически во всех крупных городах страны соответствующие конкурсы или аукционы уже прошли. В Тольятти схема размещения рекламных конструкций на территории города смогли согласовать с областным министерством имущественных отношений региона далеко не с первого раза. Утверждалась эта схема довольно долго и скандально. Депутаты думы Тольятти многократно высказывали опасения неисполнения доходной части бюджета 2014 года в части получения платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Речь идет о 430 млн рублей, которые муниципалитет, предположительно, должен получить по итогам торгов по распределению мест под наружную рекламу.
Получить комментарий в мэрии Тольятти вчера не удалось — на запрос „Ъ“ не ответили. Депутат городской думы Тольятти Борислав Гринблат в беседе с „Ъ“ сообщил, что из-за отсутствия заинтересованности у игроков рекламного рынка на последнем заседании думы были внесены изменения в методику формирования начальной стоимости лотов.
«Благодаря этому цена будет существенно скорректирована в сторону уменьшения после того, как мэрия внесет изменения в порядок формирования этой цены. Кроме того, я еще до начала аукционов говорил о том, что слишком крупные лоты сформированы мэрией. Это же сразу отрубает малым предприятиям возможность для участия в аукционах», — подчеркнул господин Гринблат. В продолжение он отметил, что и принцип формирования лотов вызывает у него много вопросов. «Допустим, некоторые лоты сформированы из щитов, расположенных на одной улице. Ни одной компании не интересно арендовать билборды только на одной улице», — добавил Борислав Гринблат, отметив, что теперь, скорее всего, объявленные торги нужно будет отменить, внести изменения в аукционную документацию после изменения порядка формирования начальной цены и объявлять аукционы вновь. «К сожалению, все это затягивает время, и с новыми аукционами мы выйдем, скорее всего, на сентябрь-октябрь», — подытожил господин Гринблат.
По мнению генерального директора рекламно-издательского холдинга «Абсолют» Михаила Расторгина, основной проблемой этих аукционов были завышенные цены. «Это называется — работать не хотели, — подчеркивает господин Расторгин. — Причиной того, что аукционы были объявлены в таком виде, может быть либо коррумпированность чиновников, которые их готовили, либо крайняя недальновидность этих чиновников. При установке начальной цены надо отталкиваться от таких показателей, как количество жителей, привлекательность города с точки зрения международных контактов. И Тольятти стоило умерить свои аппетиты, выставлять рыночные расценки, а не выше рыночных и не выше самарских точно. Надо было за пример брать то, что сделано в Самаре».