SSJ-100 не дадут подешеветь

Государству придется платить за него на вторичном рынке

Для продвижения SSJ-100 и МС-21 государство готово компенсировать возможное снижение их стоимости: для гарантии выплат будет создана дочерняя структура Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую будут вложены госсредства. До сих пор такие выплаты гарантировал сам производитель — ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), но его долговая нагрузка затрудняет выдачу таких гарантий. По оценкам участников рынка, схема позволит снизить лизинговую ставку для самолетов на 20–40%.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Минпромторг определился со схемой гарантии остаточной стоимости самолетов. Начиная с 2016 года государство возьмет на себя риски покупателей самолетов SSJ-100 и МС-21, связанные с возможным снижением их стоимости на вторичном рынке через 6–12 лет эксплуатации, рассказал заместитель главы Минпромторга Юрий Слюсарь на авиасалоне в британском Фарнборо. По его словам, был принят вариант создания дочерней структуры ОАК — «ОАК-Капитал», которая «при помощи госинвестиций сформирует у себя на балансе определенные резервы», гарантирующие остаточную стоимость. Новая схема начнет действовать в пилотном режиме с 2015 года, а в полном объеме — с 2016 года, первый транш составит около 2 млрд руб. Затем финансирование будет зависеть от фактических продаж самолетов. Схема будет действовать как для первичных, так и для вторичных покупателей после 6–12 лет эксплуатации самолета.

При гарантии остаточной стоимости, если стоимость актива окажется ниже гарантированной цены, производитель обязуется возместить разницу. Крупные западные производители самолетов такую схему уже не практикуют, поскольку вторичный рынок их самолетов сформирован. SSJ продается лишь с 2011 года (на 12 июля лишь 35 самолет передан заказчикам), МС-21 еще не выпускается. Минпромторг рассматривал три схемы гарантии (см. “Ъ” от 29 ноября 2013 года). В первом варианте государство давало бы прямую гарантию обеспечения обязательств производителя на 40 млрд руб. (оценка остаточной стоимости 100 SSJ-100 и 100 МС-21 до 2025 года). Второй вариант — создание SPV-компании в форме фонда, который аккумулировал бы средства для выплат. Его учредителем мог стать ВЭБ, который получил бы средства от государства в виде взноса в уставный капитал. Также рассматривалась возможность формирования фонда за счет внесения в уставный капитал гаранта 6% от стоимости самолета, затем эти средства можно было бы вложить в гособлигации или иные низкорисковые активы.

Господин Слюсарь отметил, что гарантия является «вопросом выживания на рынке» и «ключевой позицией при продаже новых самолетов». Замминистра отметил, что сейчас «все покупают не столько самолет, а стоимость лизингового платежа в месяц или некий финансовый пакет, который сложно сбалансировать без наличия таких гарантий». За последние три месяца, рассказал господин Слюсарь, «заметно выросла стоимость фондирования покупки самолетов» с участием российских финансовых структур «с 10% до 12%» (речь идет, видимо, о сложностях с доступом к финансированию после событий на Украине). При этом западные игроки предлагают ставки на уровне 3–4%.

Как пояснил “Ъ” старший вице-президент «Гражданских самолетов Сухого» по экономике и финансам Артем Погосян, предлагаемую схему планируется учитывать в новых контрактах, в том числе в тех, которые будут анонсированы в Фарнборо. Он отметил, что гарантия остаточной стоимости в первую очередь важна для лизинговых компаний: они формируют лизинговый платеж для клиента, определяемый наличием гарантии остаточной стоимости. «Чем меньше гарантий, тем выше платеж»,— подчеркнул господин Погосян. До сих пор при заключении сделок все подобные риски брало на себя ЗАО ГСС, находящееся в сложной финансовой ситуации (долгосрочные обязательства компании на конец марта превышали 75 млрд руб.).

Участники авиарынка согласны, что эффект гарантий в первую очередь ощутят лизинговые компании. Новая схема — действенный механизм, говорит представитель лизинговой «Ильюшин Финанс Ко» (занимается лизингом SSJ-100, Ан-148, Ту-204), «он позволяет эффективнее привлекать новых клиентов, поскольку лизинговый платеж становится более выгодным». Источник “Ъ” на рынке отмечает, что гарантии позволят снизить лизинговую ставку на 20–40%. Директор управления по международному бизнесу ЗАО «Сбербанк Лизинг» Павел Пискун считает, что «схема будет способствовать более успешной реализации отечественных самолетов». Авиакомпании тоже довольны появлением гарантий, например, в «ЮТэйр» вчера заявили, что «считают очень позитивным шагом любую меру, направленную на снижение финансовой нагрузки на авиакомпании».

По мнению независимого эксперта Андрея Крамаренко, «компенсация остаточной стоимости необходима при начале продаж нового самолета. Самолет выступает в качестве залога для лизинговой компании, которая кредитуется в банке, и гарантии позволяют оценить стоимость актива. Но, по его оценкам, предложенная схема является неоптимальной для государства — ему логичнее гарантировать те гарантии, которые предоставляют ОАК или ГСС. Андрей Крамаренко отмечает, что схема уже вряд ли существенно повлияет на продажи SSJ-100: «Самолет находится достаточно давно на рынке, и оценить его остаточную стоимость уже можно».

Елизавета Кузнецова, Фарнборо; Егор Попов

Вся лента