Передовики депутатства
Кто из парламентариев оказался самым активным
Самыми продуктивными законодателями в Госдуме оказались татарстанские депутаты, известная актриса и неизвестный общественник. "Власть" изучила, какие народные избранники зарабатывали хорошую статистику, пока остальные обсуждали пропаганду гомосексуализма и кружевные трусы.
Депутаты Государственной думы отработали ровно половину отведенного им конституцией срока, приняв за короткое время еще несколько громких инициатив для обсуждения избирателей — о запрете хранения персональных данных за рубежом, о запрете рекламы на кабельном телевидении, об ужесточении наказания за призыв к сепаратизму и об уголовной ответственности за три нарушения на митингах. Однако помимо 20-30 известных самыми неоднозначными инициативами и высказываниями депутатов в Думе чем-то занимались и оставшиеся четыре сотни народных избранников. Спустя половину думского срока "Власть" посчитала, какие же депутаты на самом деле работали в этом созыве больше всех и чаще остальных добивались успеха.
Для поверхностного анализа активности парламентариев вполне достаточно официального думского сайта и калькулятора. Для оценки успешности депутатов использовались два количественных показателя: общее число законопроектов, внесенных с подписью депутата, и количество уже принятых и опубликованных законопроектов из этого числа. Исходя из данных параметров подсчитан коэффициент полезного действия (КПД) — отношение числа уже принятых и опубликованных законов к общему числу внесенных депутатом. В расчетах не учитывалась ни скорость принятия законов, ни работа депутата с поправками и в комитетах, ни бюджетная работа депутатов и их способность привлекать инвестиции в свои регионы. Кроме того, в рамках исследования самых активных и самых результативных депутатов оставлены за скобками те, кто внес меньше 30 законопроектов — таким образом, из результатов отсекаются те, кто подписался под несколькими законами, но имеют при этом в итоге стопроцентную эффективность.
При оценке числа вносимых законопроектов следует учитывать и тот факт, что в нынешнем созыве больше, чем в предыдущих, популярна практика массовых подписей под проектом закона. То есть реальных авторов и первоначальных субъектов законодательной инициативы у документа от одного до трех, но потом к ним по различным причинам присоединяются еще несколько депутатов. Так, в 2012 году почти все депутаты и многие сенаторы разом присоединились к авторам закона о запрете на усыновление сирот американцами. Ранее коллективную подпись единороссы ставили под законом об НКО-иностранных агентах. Привычка к "коллективной подписи" присуща не только фракции "Единой России", в которой под имиджево значимыми для партии законопроектами (вроде ограничения цен на студенческие общежития или лицензирование управления жилых домов) ставят подписи по несколько десятков депутатов сразу. Коммунисты, например, поставили фамилии всех членов фракции под законопроектом "Об администрации президента", регулирующим деятельность упомянутого органа власти. Особо модной стала практика подписывать значимые для Кремля законы представителями нескольких (а лучше всех) фракций сразу, демонстрируя таким образом монолитность и единомыслие всех народных избранников. "Множественные подписи должны показывать единую позицию Госдумы и сколько депутатов консолидировалось по тому или иному вопросу",— объясняет необходимость множественных подписей исполнительный директор Национальной ассоциации специалистов по связям с госорганами Павел Толстых.
Для поверхностного анализа активности парламентариев вполне достаточно официального думского сайта и калькулятора
Даже при таких погрешностях и при таком поверхностном исследовании в работе депутатов Госдумы шестого созыва можно выявить некоторые тенденции.
Статистически депутаты не подтверждают название "бешеного принтера": пишут законы депутаты действительно немного чаще, а принимают в итоге примерно так же, как и раньше. С одной стороны, с 2012 года выросло общее количество рассматриваемых законопроектов на одного парламентария: за половину отведенного срока на рассмотрение нижней палаты парламента уже внесено 3662 законопроекта. А за весь пятый созыв, например, было внесено всего 4390 законопроектов. С другой стороны, количество принятых депутатами законов (включая ратификации международных договоров) почти не отличается от числа законов, принятых прошлым созывом за схожий период работы (пять сессий, два с половиной года работы): 991 в 2014 против 971 в 2010 году.
При этом (отчасти за счет полюбившейся коллективной подписи) отдельные депутаты обогнали по количеству внесенных ими законодательных инициатив своих предшественников из предыдущих созывов. Если в 2010 году (после двух с половиной лет работы Госдумы пятого созыва) у лидеров законотворчества Владимира Горбачева и Владислава Резника было 104 и 106 внесенных проектов соответственно, то самый активный депутат шестого созыва Олег Михеев от "Справедливой России" уже успел зарегистрировать 273 законопроекта, включающие в разное время предложения о запрете обуви на "шпильках", пальмового масла и непатриотичных компьютерных игр. Поддержку коллег, правда, нашли лишь 7 проектов с его подписью. Лидер фракции ЛДПР Игорь Лебедев подписался под 143 инициативами (9 приняты), за ним следует лидер "эсеров" Сергей Миронов. Он, правда, получил поддержку лишь двух из 132 инициатив. Причиной столь низкой эффективности лидеров при столь обильном законотворчестве стало, с одной стороны, неверное партийное членство (для сравнения: "единороссы" из этого рейтинга получили куда большее признание, см. таблицу на стр. 19). С другой стороны, внесение законопроекта в Госдуму еще не означает его принятия, и часто депутаты вносят самые нестандартные инициативы, вовсе не рассчитывая на их дальнейшее прохождение: либо для привлечения внимания к себе, либо для отвлечения внимания избирателей от других тем.
Есть и те, кто такими мелочами, как написание и внесение законопроектов, не озаботился вовсе. В отличие от предыдущего созыва в этом, правда, всего два депутата, за кем не числится ни один законопроект (в 2010 году таких насчитывалось более сорока). Это экс-глава Московской области Борис Громов (проработавший в созыве всего год) и депутат-единоросс от Красноярского края Виктор Зубарев. Причина простая: статистику бездеятельным парламентариям подправили подписи под ответом на "Акт Магнитского", законами об НКО-иностранных агентах. Кроме того, многие из тех, кто с самого начала не тяготился написанием законов, уже покинули Госдуму (с начала созыва в Думе сменилось порядка 10% депутатов). 27 депутатов Госдумы подписаны под тремя и менее законопроектами (то есть де-факто ничего не вносили сами, а лишь присоединялись к общим инициативам): таких 12 от "Единой России", 11 от КПРФ, три от ЛДПР и один от "Справедливой России". Последний, Иринчей Матханов, правда, был полноценным соавтором инициативы об усилении ответственности за продажу некачественного алкоголя, так что "Справедливую Россию" можно назвать единственной фракцией с полным отсутствием "молчунов".
Мало законопроект написать и внести, главное, чтобы он был принят. Рейтинг самых активных законодателей по абсолютному числу опубликованных законов также по большей части состоит из неожиданных имен, но ожидаемо исключительно из единороссов (см. таблицу ниже).
Так, первое место занял депутат-единоросс от Ивановской области Валерий Иванов. До работы в Госдуме он возглавлял Общественной палату области, на выборы шел третьим в региональной группе партийного списка (подвинув в списке даже знаменитую ткачиху Елену Лапшину, предложившую Владимиру Путину избираться на третий срок еще в 2007 году). Думский мандат Иванов получил только в 2012 году, когда депутат Татьяна Яковлева перешла работать в правительство. За два с половиной года в комитете по регламенту Иванов подписался под 113 законопроектами, ни один из которых думского регламента не касается (впрочем, по большей части комитет занимается думскими постановлениями и крайне редко принимает законы), 48 законопроектов за подписью ивановского депутата уже приняты, подписаны президентом и опубликованы. Правда, единоличным автором ни одного из них депутат Иванов не является: он стабильно ставил свои подписи после внесения закона под всем, что показалось ему интересным. Интересным же ему показалось и сельское хозяйство, и ЖКХ, бухучет, ипотечное страхование, страховое дело, МСУ и орфанные заболевания. Понять, под каким законопроектом можно подписаться для статистики, а под каким не стоит, для единоросса несложно. "Решения по голосованиям принимаются на пленарном заседании фракции ЕР, и там для многих вырабатывается позиция, каким образом депутаты проголосуют на пленарном заседании,— поясняет Павел Толстых.— А некоторые депутаты и вовсе просят председателей комитетов или представителей федеральных органов исполнительной власти вносить от их имени поправки или законодательные инициативы, чтобы хоть как-то показывать некоторую деятельность".
Второе и третье место (по 41 опубликованному законопроекту) делят экс-глава Верховного суда Северной Осетии Тамерлан Агузаров и глава комитета по безопасности Ирина Яровая. Успех первого обусловлен частым соавторством с коллегами по комитету, упорной работой над законопроектами и примерным посещением заседаний комитетов, а также частым соавторством с Ириной Яровой. В отличие от опередившего его в рейтинге Иванова Агузаров работал строго в рамках собственного комитета и на другие сферы отвлекался редко (например, он отвлекался на инфекционные болезни, на банкротство сельхозпроизводителей, на запрет чиновникам иметь зарубежные счета и на запрет на оскорбление религиозных чувств).
Экс-прокурор и бывшая "яблочница" Ирина Яровая — одна из немногих действительно известных депутатов в этом рейтинге. Она является не просто со-подписантом, а первоначальным автором самых громких законодательных инициатив: о посягательстве на историческую память Великой Отечественной войны, пакета антитеррористических поправок, поправок, ужесточающие законодательство об НКО. Из 41 принятого за ее подписью закона 18 были внесены от ее имени, это, вероятно, самый высокий показатель среди депутатов.
За Яровой следуют подряд четыре депутата от Татарстана: Ильдар Гильмутдинов, Айрат Хайруллин, Ирек Богуславский и Ринат Хайров. "Татарское лобби" всегда считалось одним из сильнейших в парламенте, а депутаты от республики ежемесячно отчитываются о своей деятельности спикеру Госсовета и членам республиканского правительства. Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин на одной из таких встреч озвучивал, что деятельность татарских депутатов принесла Татарстану в этом году более 46 млрд рублей по различным федеральным программам. При этом в число самых активных депутатов от Татарстана не вошел самый известный из них, автор закона об НКО-иностранных агентах и ужесточения закона о митингах Александр Сидякин (на его счету всего 18 принятых законов). Прославившийся столь горячо поддержанными коллегами и Кремлем законами Сидякин почти ушел из политической повестки, после того как в 2012 году демонстративно покинул зал во время голосования о законе о запрете усыновления российских сирот иностранцами. С тех пор зато Сидякин, совестно с коллегой по комитету Еленой Николаевой, сосредоточился на тематике ЖКХ, продлив сроки работы и финансирование Фонда содействия ЖКХ, подняв вопрос о плате жильцов за капитальный ремонт и усилив ответственность за неуплату коммунальных счетов.
Девятое место досталось актрисе Марии Кожевниковой, крайне удачно поставившей свою подпись под 33 теперь уже принятыми законами в самых разных сферах, от вопроса мобильного рабства до рекламы табака и алкоголя. Ранее не занимавшаяся парламентской деятельностью и пришедшая при поддержке "Молодой гвардии "Единой России"" Кожевникова в свой первый же созыв догнала по результативности Мартина Шаккума, долгое время считавшегося сильнейшим думским лоббистом, а теперь занявшего лишь десятое место рейтинга.
Если же оценивать депутатов по качеству собственных инициатив и коэффициенту полезного действия (отношение принятых законопроектов к внесенным), то можно заметить, что по сравнению с прошлым созывом почти полностью сменились передовики качественного думского производства. В 2010 году Центр изучения проблем взаимодействия бизнеса и власти проанализировал итоги работы депутатов пятого созыва за два с половиной года работы. Специалисты ориентировались на те же количественные показатели: отношение числа принятых и опубликованных законов к числу внесенных депутатом. Согласно исследованию 2010 года, десятка думских лидеров выглядела следующим образом: Лиана Пепеляева, Глеб Хор, Владимир Плигин, Мартин Шаккум, Геннадий Кулик, Владислав Резник, Владимир Пехтин, Валерий Рязанский, Валерий Панов и Олег Морозов (все от "Единой России"). Из перечисленных ударников парламентского труда на Охотном Ряду до сих пор работают пятеро (Плигин, Шаккум, Кулик, Резник, Хор), но из них только Владимир Плигин до сих пор входит в десятку самых эффективных парламентариев. У остальных бывших лидеров законотворчества пятого созыва карьера сложилась по-разному: Лиана Пепеляева возглавила департамент госуправления в аппарате правительства, Владимир Пехтин сложил мандат после скандала с незадекларированной недвижимостью, Валерий Рязанский перешел в Совет федерации, Валерий Панов был объявлен в федеральный розыск, а Олег Морозов с 2012 года возглавляет управление по внутренней политике администрации президента.
Сегодняшняя десятка лидеров по доле принимаемых законопроектов почти полностью состоит из новых лиц
Сегодняшняя десятка лидеров по доле принимаемых законопроектов (см. таблицу на стр 19) почти полностью состоит из новых лиц. Первое место с коэффициентом полезного действия в 60% (выше только у правительства — 61% и у президента — 86%) занимает Алена Аршинова, выходец из "Молодой гвардии "Единой России"". Аршинова выросла в Приднестровье, училась в аспирантуре соцфака МГУ и в 2010 году сделала карьеру в МГЕР. В Думу Аршинова избиралась по списку единороссов в Пензенской области, но мандат получила только после того, как из Думы ушел Константин Косачев, возглавив Россотрудничество. В думе молодой депутат довольно быстро получила должность заместителя главы комитета по образованию, но область ее законотворческих интересов оказалась намного шире. Так, из 24 принятых за ее подписью законов лишь два изначально были внесены от ее имени: об обучении детей-сирот по бакалаврским программам и об НДС для детских учреждений, ко всем остальным инициативам Аршинова подписывалась уже после внесения их коллегами. Помимо детских домов и подростков депутата за время работы в Думе успели привлечь законопроекты о правах потребителей, продажа энергетиков, реформа ЖКХ, должники на таможне и даже пенсионное страхование — правда, далеко не все инициативы были приняты. Аршинову связывают хорошие отношения с администрацией президента, так что, скорее всего, она знает, какие законопроекты точно подписывать не стоит.
На втором месте по эффективности оказался экс-глава Спецстроя Николай Аброськин, впервые избравшийся от Удмуртии в 2011 году. Из 36 внесенных за его подписью инициатив приняты были 21, ни один из них, правда, не был изначально его инициативой. Члена комитета по обороне Аброськина в Думе заинтересовали бухучет и налоги, охрана общественного порядка, права дольщиков и вопросы призыва на военную службу. Совсем немного от Аброськина и Аршиновой отстает экс-глава Рособразования и бывший глава комитета, теперь же рядовой его член, Григорий Балыхин. Несмотря на почетное третье место, именно Балыхин до сих пор является одним из самых активных законотворцев в области образования.
Шестое, седьмое и восьмое места заняли члены комитета по конституционному законодательству и госстроительству: председатель комитета Владимир Плигин, его зам Дмитрий Вяткин и Тамерлан Агузаров. За ними — член комитета по ЖКХ, депутат от Оренбургской области Елена Николаева и активный разработчик законов о рекламе и интернете, вице-спикер от "Единой России" Сергея Железняк.
Скорость рассмотрения и одиозность думских инициатив за последние два года оставила впечатление, будто бы на Охотном Ряду законопроекты штампуют и вносят лишь Елена Мизулина, Евгений Федоров и Андрей Луговой, а пишут они исключительно о запрете топота котов и о том, по какой бы еще статье уголовного кодекса привлечь оппозиционеров. Однако приведенные подсчеты показывают, что далеко не только медийные звезды Госдумы пополняли законодательную базу. Если нынешний состав Госдумы просидит весь положенный ему срок, то уже через год администрация президента, партии и региональные власти приступят к обсуждению предвыборных списков к выборам 2017 года, и показатели эффективности законодательной работы могут стать не последними при решении о выдвижении кандидатов в следующий созыв.
Топ-10 депутатов по абсолютному числу принятых законопроектов
|
Топ-10 депутатов по количеству законодательных инициатив
Количество принятых законопроектов Количество внесенных законопроектов КПД
|
Топ-10 депутатов по коэффициенту полезного действия (отношение количества принятых к количеству внесенных законопроектов)
|