"Многие надеялись, что до дефолта "Невы" не дойдет"

Турагенты заявляют о первых пострадавших от приостановления деятельности турфирмы "Нева". По данным ИТАР-ТАСС, двое российских туристов на Канарских островах третий день оплачивают гостиницу самостоятельно. Издание "Фонтанка.ру" сообщила, что "Нева" не смогла вовремя оплатить проживание нескольких десятков туристов в Греции. Председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов обсудил ситуацию с ведущим "Коммерсантъ FM" Алексеем Корнеевым.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Старейший российский оператор прекратил работу из-за финансовых проблем. В Ассоциации туроператоров России сообщили, что сейчас за границей отдыхают около 6 тыс. клиентов "Невы".

— Я так понимаю, что не может такого быть, чтобы в отрасли не знали о проблемах такой крупной турфирмы, как "Нева", заблаговременно. Были какие-то сообщения, была ли какая-то кулуарная информация?

— Так же как с ситуацией с "Капитал Туром", обанкротившемся ранее, многие догадывались, но все надеялись, что до дефолта не дойдет. В принципе, низкая маржинальность туроператорского бизнеса, падение спроса, наступление онлайнов приводит к уменьшению доходности туроператорских компаний. Если они не в состоянии применить новые маркетинговые технологии, изменить систему управления, систему бизнес-планирования, они неизбежно приходят к дефолту. Конечно, "Нева", как один из старейших туроператоров и уважаемых российских туроператоров, предпринял все усилия для того, чтобы избежать данной ситуации, но, видимо, инструменты, которые они применяли, не были достаточно эффективными.

— Насколько это вообще было, так сказать, первой ласточкой для всего бизнеса, последуют ли другие компании вслед за "Невой", учитывая, что сезон в разгаре, и сейчас этим вопросом задаются многие и многие?

— Да, действительно сезон в разгаре, и многие туроператоры говорят, что сезон достаточно удачный, но проблема не в общей массе туристов, а в низкой рентабельности самой экономической модели туроперейтинга. И если туроператорские компании не располагают собственной отельной базой, собственной авиаперевозкой, какими-то корнями серьезными за рубежом, куда они отправляют туристов: в Турции, Греции, в Болгарии и так далее. У них доходность стремится к нулю, они работают на 3-5% маржи и это не позволяет бороться с постоянно растущими издержками, со стоимостью расходов аренды офиса, рекламы и повышающимися зарплатами сотрудников. Тем более, по некоторым направлениям спрос просел, например, прошлогодняя история с Хорватией, когда были введены визы, и сразу на 20-25% спрос на Хорватию упал.

Туристический бизнес чрезвычайно зависим от внешних факторов, на которые сама туроператорская компания повлиять не может, это и политический фактор, и социально-экономический и природно-климатический, и техногенный — это любые ситуации, которые могут произойти вокруг туроператора. Это тут же очень жестко бьет по его доходности, по продажам, по выручке и в результате приводит к сложной ситуации, когда нужно кредитоваться, нужно искать деньги для того, чтобы закрыть вылеты будущих периодов. Кредитоваться сейчас становится сложно, дорого, туроператор не выруливает, и мы уже в очередной раз видим такую трагическую ситуацию.

— Это может быть причиной в том числе и ухудшения отношений с зарубежными партнерами на фоне политики, имеется в виду ситуация на Украине?

— Эта ситуация еще не отразилась настолько на спросе, чтобы повлиять на экономические показатели туроператора.

— А какая помощь, на ваш взгляд, может быть оказана клиентам "Невы", на какие компенсации они могут рассчитывать, если все-таки произойдут эти несчастные случаи с туристами?

— Существует сейчас два применяемых инструмента, первый предназначен для туристов, которые находятся за рубежом, и если для них не оплачено проживание, не оплачены обратные билеты, то из средств некоммерческой организации "Турпомощь", объединяющей туроператоров в сфере выездного туризма, производится оплата расходов на эвакуацию. Этот фонд не предназначен для выплаты денег туристам, компенсации, он предназначен только для экстренной помощи эвакуации, оплачивается размещение в гостинице, обратный билет и туристов доставляют на родину.

Второй инструмент — это средства страховщика, страхование гражданской ответственности туроператоров. У "Невы" это был один из самых крупных страховых договоров, более чем на 450 млн руб. страхования гражданской ответственности, соответственно, туристы, не улетевшие, которые понесли убытки вследствие этого, вправе предъявить требования в страховую компанию. Главное, чтобы она справилась с этими требованиями, и размер страховых выплат не превысил размер их страховых резервов, иначе страховая компания может обанкротиться вслед за оператором.

— Там достаточно внушительное число туристов не смогли улететь, до 20 тыс., по данным Ростуризма?

— Я думаю, может быть и больше, поскольку многие туристы приобретают не пакетные туры, а отдельные услуги, отдельно отель приобретают трансфер, визы. Нужно понимать, что это бизнес очень разнообразный, связанный с деловыми поездками, с поездками на конгресс и семинары, конференции, и с лечением за рубежом, и с просто отдыхом или культурно-познавательными поездками. Поэтому сходу сказать общую картину, объем претензий, которые будут предъявлены, невозможно. И страховщик сначала наверняка соберет все требования, а потом будет считать сумму выплаты. Закон это позволяет сделать, выплачивать пропорционально и по ситуациям. С "Ланта-тур" мы видим, что выплаты в среднем составляли 50% от суммы понесенных убытков туристов.

— Главное, чтобы "Невой" этим летом все ограничилось, хотя не факт, потому что вы сами говорите, что просто экономическая модель не очень эффективна у российских туроператоров или это вообще такая модель, свойственная и для туроператоров других стран, а не только России?

— Безусловно, это модель заимствованная, она не придумана у нас, но есть определенные объективные факторы, сложности ведения туроператорского бизнеса, именно в России. Будем надеяться, что за "Невой" не последует череда таких ситуаций.

Вся лента