"По жесткости санкции Евросоюза нельзя сравнивать с теми, что ввели США"

Саммит ЕС в Брюсселе одобрил новый пакет санкций против России. Список лиц и организаций, которые подпадут под ограничения, будет подготовлен до конца месяца. Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Натальи Ждановой.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Кроме того, в новый пакет попали некоторые программы сотрудничества с Россией. Еврокомиссии уже поручено приостановить их. В их числе — программы, финансируемые Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития.

— Мы еще вчера с утра эту тему обсуждали в преддверии саммита Евросоюза. Многие эксперты склонялись ко мнению, что санкции в отношении России одобрены не будут и ссылались на то, что девять стран ЕС выступают против этого, в первую очередь, Италия, о которой уже много писали и говорили. Как вы считаете, почему в итоге решение о санкциях было принято?

— Я не знаю, откуда появилась информация, что девять стран якобы заблокируют санкции, которые пытаются предложить Евросоюзу и США. Видимо, источник был испорченный, мне в это особенно не верилось, что какие-то девять стран вдруг будут блокировать санкции, которые предлагают США. Отсюда мы видим одно: позиция Евросоюза консолидированная относительно нашей политики на Украине, хотя по жесткости санкции Евросоюза нельзя сравнивать с теми, что ввели США, которые перешли уже на секторальные санкции, тем не менее, для нас это будет весьма неприятно, для нашей экономики, отсюда вывод один.

— Неприятно что именно? Что касается тех программ, которые должны приостановить: программа, финансируемая европейским Инвестбанком и Банком реконструкции и развития — в первую очередь об этом идет речь, пока, по крайней мере.

— Да, это основные санкции, я так понял.

— Насколько это серьезно вообще? Кто пользуется этими программами, и насколько они масштабны в России?

— Я думаю, что, если самые влиятельные финансовые структуры, которыми являются в Европе, те банки и финансовые структуры, о которых мы говорим, получат или получили уже указания о сокращении софинансирования или прекращении даже финансирования этих программ, а этих программ достаточно много, думаю, не одна, не две, и, может быть, даже не десяток. Насколько мне известно, наша страна достаточно плотно в свое время разрабатывала это взаимодействие с Европейским банком реконструкции и развития и другой структурой.

Отсюда мы получим то, во что никто особо не верил, в том числе и так называемые эксперты, которые стали обычными прокремлевскими пропагандистами. Не хочу никого обижать, у меня с ними вполне нормальные отношения, но, тем не менее, нельзя закрывать глаза на очевидные вещи. А мы, к сожалению, закрываем глаза на вещи очевидные – Америка и Европа не закрывают на эти вещи глаза, в данном случае, я имею в виду наши действия на юго-востоке Украины.

— Беспрестанно повторяют, что мы продолжаем оказывать поддержку ополченцам, но при этом никаких подтверждений документальных этому нет.

— Подтверждение есть: украинская сторона, украинская власть устроила доказательственную выставку того, что мы там делаем, откуда поступает оружие, откуда появляются эти люди, которых у нас называют почему-то ополченцами. Какие это ополченцы, которые сбивают боевые самолеты? Что за ополченцы такие? Это сепаратисты. Называть надо все своими словами, а не пытаться скруглять то, что там происходит: идет откровенное подогревание с нашей стороны этой очень трагичной для Украины и для нас, в том числе, ситуации в Донецке и Луганске — ничего хорошего для нас это не несет.

Мы наживаем себе врагов не в лице украинской власти, мне глубоко наплевать на взаимоотношения между Путиным и Порошенко, меня беспокоит другое, самое главное — что к нам, к русским, относятся плохо не только во Львове, где это все было и до этой истории, но и в Донецке, и в Луганске. Они говорят: "Уйдите отсюда поскорее. Помогите закрыть границу, чтобы ничто — оружие, боевики, не проникали толпами".

— Как вы считаете, изоляция России будет усиливаться? Какие еще шаги могут предпринять европейцы и американцы?

— Если мы не исправим те ошибки, которые мы сделали, то мы не должны ждать милости от природы, а должны уже получать и дальнейшие шишки. Ничего хорошего для нашей экономики это не даст, сокращение финансирования, или то, что ввели США — это блокирующие санкции по ВПК, ограничивающие достаточно жестко наши энергетические компании, это приостановка производства, это неполучение дешевых кредитов, которые наши предприниматели, бизнесмены старались взять в Европе и США. Теперь этого не будет, значит, "берите кредиты у нас под 15% или больше и рассчитывайтесь, еще не забудьте об откатах, которые надо будет отдать". Это очень серьезно и больно. Можно говорить, как сказал Владимир Путин, что это бумеранг, и по ним это тоже ударит, но это не более чем слова: в реальности все достаточно грустно и печально.

Вся лента