Стивен Мёрфи: «Наследие прошлых лет — то, чему мы должны быть всегда верны»
Генеральный директор Christie’s Стивен Мёрфи ответил на вопросы Татьяны Маркиной
Генеральный директор Christie’s Стивен Мёрфи рассказал «Ъ», как компания строит свою стратегию, какие технологии XXI века используют в своем бизнесе аукционисты и в чем кроется причина успеха на рынке шедевров.
Стивен Мёрфи назначен на должность генерального директора Christie’s International в сентябре 2010 года. Отвечает за стратегию развития компании и осуществляет общее управление всеми ее подразделениями. До этого был гендиректором американского издательского дома Rodale Inc (главная тематика — здоровый образ жизни, в частности издает журнал Men’s Health) — этот период был отмечен пиком прибыльности компании за всю ее 69-лентюю историю, издательский дом расширил сферу своей деятельности, а также вышел на новые рынки. До работы в Rodale Inc. Стивен Мёрфи занимал должность исполнительного вице-президента и управляющего директора издательства Disney Worldwide, еще раньше он возглавлял одно из подразделений звукозаписывающей компании EMI Music / Angel Records. Окончил Университет Джорджтауна по специальности «английская литература».
— Каков главный принцип развития компании Christie’s сейчас?
— Наш бизнес и стратегия его развития основаны на том, чтобы сводить вместе искусство и коллекционеров. Мы рассматриваем собственный бренд через призму двух слов — «люди» и «искусство». Мы — люди искусства, наша задача — чтобы оно переходило от одного человека к другому, и чтобы этот переход совершался как можно более профессионально и безболезненно. В 2016 году Christie’s исполнится 250 лет. Наследие прошлых лет — это то, чему мы должны быть всегда верны, применяя новые технологии при работе с клиентами.
— Какие технологии — кроме неизменного молотка аукциониста — нужны сейчас в аукционном бизнесе?
— Адаптация к технологиям XXI века — это важный для нашей компании и уже доказавший свою успешность шаг. На сегодняшний день мы провели 85 онлайн-торгов, в которых приняли участие клиенты из 185 стран. Причем 27% людей, совершавших покупки в ходе онлайн-торгов в первой половине 2014 года, были новыми клиентами. Помимо онлайн-торгов, в мае этого года Christie’s открыл онлайн-магазин, предлагающий на продажу раритетные часы. Стоимость покупок, совершаемых в интернете, неуклонно растет — сейчас она приближается к знаковой отметке в $1 млн. По итогам первой половины 2014 года самым дорогим топ-лотом наших онлайн-торгов стала работа Ричарда Серра под названием «Памук», проданная за $905 тыс.
— В чем причина успеха Christie’s: в последние годы аукцион лидирует на глобальном рынке?
— Действительно, мы лидируем в верхнем сегменте рынка, предлагая клиентам настоящие шедевры и выдающиеся коллекции. Но в то же время, прекрасно понимая запросы всех групп коллекционеров, мы выставляем на продажу работы в различных ценовых и тематических категориях. Подобная политика помогла нам увеличить объем продаж, который в первой половине 2014 года составил $4,5 млрд, демонстрируя рост на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число проданных лотов, итоговая стоимость которых превысила отметку в $10 млн, выросло на 50%.
Все это требует усиленной и кропотливой работы каждого из департаментов — надо найти лучшее из того, что есть на рынке или из того, что бережно хранится в частных собраниях. Надо подготовить предаукционную выставку и провести ее на высоком уровне, собрать потенциальных клиентов и удостовериться в том, что каждый из них получит не имеющую аналогов квалифицированную помощь,— все это и составляет основу нашей репутации.
— Какова стратегия компании на ближайшее время: какое искусство в какие регионы?
— Мы придерживаемся стратегии продвигать весь спектр категорий в крупнейшие мировые регионы. За последние девять месяцев число наших торговых площадок по всему миру увеличилось с 10 до 12 — сперва в Шанхае, где недавно прошли вторые по счету торги, а потом в Мумбае, где следующий аукцион намечен на декабрь 2014 года. Обе площадки привлекают большое число новых клиентов, которые впоследствии принимают участие в наших торгах по всему миру.
Что касается регионов, где наблюдается заметный рост активности — это, в первую очередь, Азия, где число покупателей неуклонно растет. Клиенты из этого региона играют все более заметную роль на аукционах «Искусство импрессионизма и модернизма», «Послевоенное и современное искусство», а также в торгах, посвященных ювелирным украшениям, часам и марочным винам. За последние полгода число покупателей из Китая составило 24% от общего количества клиентов, а их покупательская активность возросла на 46%. В целом лидирующие позиции занимают американские покупатели (46%), а за ними идут покупатели из Европы, стран Ближнего Востока, России и Индии (34%), в целом на азиатский регион приходится 28%.
— Вы управляли такими разными компаниями — от Disney до Rodale (которая выпускает журнал Men’s Health) — и теперь еще Christie’s. Какие общие принципы позволяют руководить такими разными компаниями? Значит ли все это, что продажа искусства в сущности не отличается от продажи предметов люкс и сферы развлечений?
— Моя задача состоит в создании атмосферы, которая удовлетворяла бы ожиданиям клиентов, а во внутрикорпоративном отношении позволяла бы людям с творческим подходом к делу добиваться успехов и ощущать поддержку.
Исходя из моего предыдущего опыта, я понял, что в любом бизнесе главное — это суть. Если ты в издательском деле, то главное — книги, если ты в музыкальной индустрии, то главное — это музыка. Сейчас для меня главнее всего — искусство.
Искусство многообразно и неповторимо. Любое произведение, будь то скульптура XV века или полотно Питера Дойга, оно занимает свое уникальное место в истории мирового искусства и в нашем понимании этого искусства. Невозможно заниматься торговлей произведениями искусства, если это не захватывает тебя. Ты можешь быть убедителен только в том случае, если сам веришь в то, что делаешь. Именно поэтому за подготовку торгов и работу с каждым конкретным лотом у нас отвечают специалисты, настоящие профессионалы своего дела. Они обладают необходимыми знаниями и относятся к своему делу с должным трепетом, что позволяет быть уверенным в том, что покупатели не пожалеют о том, что стали нашими клиентами. Моя роль заключается в том, чтобы обеспечить этих специалистов инструментарием, необходимым для выполнения их задачи. Поэтому в нашем коллективе всегда процветает дух новаторства.
— Какие изменения вы наблюдаете за те четыре года, что работает в Christie’s: вообще на арт-рынке, и в частности в связи с Россией?
— Стремление к обладанию искусством за последнее время существенно возросло. В то же время уровень произведений, выставляемых на торги, никогда еще не был настолько высок, а охват клиентов — настолько широким. Современные технологии сделали мир Christie’s доступным для коллекционеров во всем мире и этот процесс продолжается.
По итогам последних русских торгов была достигнута внушительная выручка, составившая £24 млн, которая вывела Christie’s в лидеры. Интерес к лотам, выставленным на продажу, был высок, и в ходе самих торгов он достиг поистине ошеломляющего размаха. Ценители русского искусства в очередной раз доказали, что их стремление к тому, чтобы обладать выдающимися произведениями, не имеет границ. Топ-лотом аукциона стала работа Василия Верещагина «Жемчужная мечеть в Агре», проданная за £3,2 млн при предварительной оценке в £1 млн. За обладание этим лотом сражались четыре клиента, причем не только те, кто обычно демонстрирует интерес к русскому искусству,— это доказывает, что коллекционеры способны отличать настоящие шедевры, к какой бы категории они ни относились.