65 футов женственности
Александр Воронов о команде SCA на Volvo Ocean Race
Не девичье вроде бы это дело — парусная регата, да еще такая затяжная и изматывающая, как Volvo Ocean Race. В понятиях суши эта гонка, вероятно, ближе всего к автомобильным заездам 24 Heures du Mans. Volvo Ocean Race — кругосветка, которая длится 9 месяцев. У нее, конечно, есть остановки, но месяц хода в спартанских условиях — обыденное дело. Это на моторных яхтах для услады клиента есть тиковые палубы да кровати с балдахинами, в кругосветке толком нет даже гальюна, а спать — это если есть время для сна — приходится в чем-то типа огромных авосек. Словом, казалось бы, типично мужская аскеза. Тем интереснее задумка шведской компании SCA, производящей Libresse и прочие товары гигиены, сколотить для самого изнурительного яхтенного чемпионата мира чисто женскую сборную. То есть одна из целей SCA и состоит в том, чтобы показать, что женщины в яхтенном спорте ничем не хуже остальных пяти команд суровых мужиков.
Девушек собирали по миру, в отборе могла принять участие любая; декларировалось даже, что и опыт хождения под парусом необязателен. На зов откликнулись 400 претенденток, из которых отобрали десятую часть, долго мучили спортзалом и тестами на психологическую совместимость, пока не осталось 11 дам — из Англии, Австралии, США, Швейцарии и Голландии. Они и засели со своим штабом готовиться к 12-й Volvo Ocean Race на канарском острове Лансароте, славном тем, что ветер комфортной силы там дует почти всегда. Нет, женщины за 40 лет существования регаты, конечно, случались; до SCA, в частности, было четыре девичьих команды. Но, во-первых, последний раз дело было больше десятилетия назад, а во-вторых, этой осенью Volvo Ocean Race стартует совершенно по новым правилам.
Надо понимать, что если по выносливости эту кругосветку можно сравнить с 24 Heures du Mans, то по скоростям и технологиям конструирования лодок до сих пор это была типичная Formula 1. Двадцатиметровая яхта с парусом размером с девятиэтажку развивает скорость свыше 40 узлов (в SCA Team пока скромничают насчет своих средних 30-35 узлов). По меркам суши это вроде и немного (до 74 км/ч), но участницы команды справедливо указывают, что и тормозов с ветровыми стеклами у них нет. А автору этих строк и на 20 узлах показалось, что накрененная для пущей скорости лодка SCA буквально летит над водой. Что же касается технологий, то в регате Volvo до последнего времени существовал негласный кубок конструкторов. Как и в Formula 1, наиболее богатая команда владела самыми быстроходными лодками, что позволяло не искать самых расторопных участников. Однако в этом году случилась революция — в регате введена жесткая уравниловка. Все яхты теперь одинаковы: 65 футов, карбон — и делает их одна и та же английская верфь Green Marine (примерно за €2 млн). Даже комплект парусов — хоть и стоит больше €100 тыс., но и тот все равно одинаков для всех. Хорошо хоть логотипы спонсоров пока дают наносить. Последним в новых реалиях остается вкладывать деньги только в команду. Вот весьма довольная уравниловкой SCA и вкладывает, заявляя, что "поддерживает расширение прав женщин и их право полноценно участвовать в жизни общества".
Вложения таковы. Гонщицы хорошо едят, особенно налегая на пасту, рыбу, арбузы и апельсины, а роллов ежемесячно съедают аж 1560 штук — ведь за девятимесячную гонку можно потерять 10-20 кг. И конечно, непрерывно тренируются, а перед каждым из 10 этапов гонки делают это по 200 часов. Ведь в самой регате работать приходится вахтенным методом по четыре часа, спать в тех самых "авоськах" по два, а питаться в основном из тюбиков — хоть на борту и есть девушка-повар, по совместительству судовой репортер. К слову, за три месяца до регаты участницы SCA Team вовсе не выглядели как бодибилдерши — эти милые девушки были больше похожи, скажем, на лыжниц. Лишняя мышечная масса вообще вредна для дела, ведь на борту в погоне за скоростью считается каждый грамм. Почему, например, и воды на борт берется в обрез — по 3,5 литра в день на все про все, включая помывку.
Дамы из SCA не юны: самая молодая, 27-летняя участница, вполне может считаться ветераном по меркам профессионального спорта, а ведь в команде есть и 43-летние гонщицы. Средний же возраст SCA Team — 34 года. У многих есть дети и супруги, вынужденные на время регаты исполнять роль мужей капитанш дальнего плавания. А у шкипера SCA Team Сэм Дэвис при базе на Лансароте обосновались еще и старички-родители, живущие на стилизованной под старину парусной лодке. Впрочем, нельзя сказать, что мужчины SCA не помогают. Механик, парусная швея, мастер плетения веревок (в комплекте на борту их полкилометра), врач, которому чаще всего ходят с повреждениями кожи от бесконечного верчения корабельных лебедок,— все это представители сильного пола. Однако на время гонки длиной 71 тыс. км все они остаются на берегу. Поблажек для женщин судьи гонок не делают, правда, дамы могут взять на борт трех дополнительных боевых подруг. Береговой фотограф команды Рик Томлинсон — еще один мужчина — считает это послаблением, так как женщины все же слабее и менее выносливы. Но сами гонщицы говорят, что так просто уравнивается вес команд: женщины легче мужчин. А то, что они ничуть не слабее, SCA Team этой осенью намерена доказать миру с максимальной серьезностью.
Volvo Ocean Race, с 11 октября 2014 года, старт в Аликанте