Над Украиной сбит пассажирский самолет
На борту Boeing 777 Malaysia Airlines находились 298 человек
Вчера в Донецкой области Украины, в 50 км от границы с Россией, потерпел катастрофу Boeing 777 Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур. Все 298 человек, находившихся на его борту, погибли. Командование непризнанной "Донецкой народной республики" (ДНР) заявило, что как раз в момент крушения Boeing ополченцами был сбит украинский Ан-26. Украинская сторона полагает, что ополченцы, перепутав воздушные цели, атаковали именно гражданский самолет. При этом следует отметить, что зенитно-ракетные комплексы "Бук", способные достать самолет на большой высоте, есть на вооружении обеих сторон, ведущих боевые действия.
Диспетчер зонального центра управления воздушным движением "Стрела" в Ростове-на-Дону рассказал "Ъ", что в 17:10 командир экипажа малайзийского самолета предупредил о том, что собирается войти в зону его ответственности (в то же время, позже вечером глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что самолет "на связь с диспетчерами в Ростове не выходил"). Тогда он находился примерно в 100-150 км от границы с РФ. Еще минут через 10 экипаж на контрольную связь не вышел, а отметка, обозначающая Boeing 777, исчезла с радаров. По словам собеседника "Ъ", за Boeing следовал другой самолет, но с ним никаких проблем не возникло.
Примерно в то же время экстренные службы стали вызывать жители села Грабово Шахтерского района Донецкой области, возле которого рухнули обломки Boeing — они повредили линии электропередачи, некоторые хозпостройки, но, по предварительным данным, никто на земле не пострадал. Судя по обломкам, фюзеляж самолета еще в воздухе развалился на несколько фрагментов. Самые крупные из них нашли в поле на окраине села: в груде искореженного металла лежали десятки тел. По словам очевидцев, среди погибших было много детей. Корреспондент "Ъ" сообщила с места катастрофы, что обломки, останки пассажиров и багаж были разбросаны на площади в несколько километров. Пожарные тушили наиболее крупные из них, которые еще дымились.
Самолет упал в зоне, находящейся под контролем властей непризнанной республики. Поэтому именно ополченцы организовали поиск тел погибших и бортовых самописцев, объявив, что они готовы предоставить "черные ящики" Межгосударственному авиационному комитету, который обычно расследует авиакатастрофы как в РФ, так и в странах ближнего зарубежья. В МАКе сообщили о том, что готовы установить причины трагедии. Впрочем, украинская сторона уже объявила, что с привлечением международных специалистов, в том числе компании Boeing, намерена провести собственное расследование случившегося. В свою очередь Евросоюз призвал начать международное расследование обстоятельств крушения малайзийского лайнера. "Обстоятельства должны быть прояснены безотлагательно, а международное расследование должно пролить свет на эту трагедию. Мы призываем все стороны в регионе крушения предоставить полноценный доступ к месту крушения, чтобы немедленно обеспечить безопасность, и полноценно сотрудничать в предоставлении необходимой информации",— говорится в заявлении ЕС.
Первая версия о причинах катастрофы появилась в соцсетях со ссылкой на командующего вооруженными силами ДНР Игоря Стрелкова, что "в районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой "Прогресс". Предупреждали же — не летать в нашем небе" (сообщение было размещено в 17:50).
Это заявление тут же дало повод украинской стороне обвинить ДНР в воздушном терроризме. Представители Минобороны Украины сообщили, что даже наблюдали пуск ракеты, произведенный ополченцами. Кстати, невольными очевидцами происшедшего оказались жители города Тореза. По их словам, они видели в воздухе взрыв и наблюдали падение фрагментов самолета. Торез расположен километрах в десяти от Грабово.
Представители Украины отметили, что на вооружении ДНР находятся зенитно-ракетные комплексы "Бук" (один из них был захвачен, например, в части ПВО в Донецкой области), которые могут сбить Boeing, следовавший на высоте 10 тыс. м. Якобы они как раз и находятся в районе города Тореза, упомянутого господином Стрелковым. Причем, по сведениям украинской стороны, в момент атаки с земли в воздухе действительно находился военный Ил-76, но ополченцы могли перепутать цели, сбив вместо него гражданский борт.
Пресс-служба ДНР позднее распространила сообщение, из которого следует, что Boeing был сбит украинским Су-25, однако, по данным украинских силовиков, боевая авиации вчера на юго-востоке Украины вообще не использовалась. Кроме того, представители ДНР считают, что атака на Boeing могла быть организована американскими спецслужбами, чтобы представить защитников "республики" воздушными террористами и еще больше осложнить ситуацию в регионе.
Украинский военный эксперт Игорь Левченко сообщил "Ъ", что в зоне боевых действий правительственные силы также имеют несколько "Буков". Однако, как утверждал собеседник "Ъ", "эти комплексы размещены в районе Изюма, где расположен штаб АТО, и наверняка не стали бы применяться против такой цели, как пассажирский лайнер". Впрочем, пока это тоже версия. Напомним, что 4 октября 2001 года над Черным морем во время учений украинской армии был сбит Ту-154 авиакомпании "Сибирь", тогда погибли 78 человек.
Крушение малайзийского авиалайнера на Украине почти сразу же стало вопросом большой политики. Власти в Киеве объявили, что самолет сбили ополченцы, а президент Петр Порошенко назвал случившееся терактом. На Западе отреагировали более осторожно. США официально заявили, что пока не располагают подробностями катастрофы и не могут сказать, что послужило причиной трагедии. Президент Барак Обама был проинформирован об инциденте, когда находился на борту своего самолета по пути из Вашингтона в Делавэр, после чего он "отдал указание поддерживать тесные контакты с украинским руководством". Великобритания после крушения авиалайнера высказалась за созыв экстренной встречи Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине.
По словам же западного дипломатического источника "Ъ" в одной из стран НАТО, там на основании косвенных данных склоняются к версии, что самолет сбили ополченцы. В качестве таких данных он назвал признание Игоря Стрелкова о сбитом ополченцами в четверг Ан-26 и сообщение ополченцев от 29 июня о захвате в Донецке украинской части ПВО NA-1402, на вооружении которой находились комплексы "Бук". Более точные выводы западники намерены сделать на основе данных космической разведки. Если первоначальная версия подтвердится, дал понять собеседник "Ъ", вина за случившееся будет возложена и на Россию, которую США и ЕС обвиняют в помощи ополченцам.
Трагедию обсудили вчера по телефону президенты РФ и США. По информации Белого дома, Владимир Путин сам позвонил Бараку Обаме, чтобы обсудить вопрос о санкциях, введенных накануне США (см. материал на стр.1). По данным Кремля, Владимир Путин "проинформировал президента США о поступившем непосредственно перед телефонным разговором сообщении о крушении малайзийского самолета на территории Украины". О других деталях разговора президентов не сообщается. Однако, как сообщил представитель Белого дома Джош Эрнест, Барак Обама предупредил: США и их союзники готовы ввести новые санкции в отношении Москвы, если та не изменит курс в отношении Украины.
По данным собеседника "Ъ" в украинских авиакругах, небо над всей территорией, где проходит "антитеррористическая операция", закрыто для всех пассажирских самолетов, которые летают на высоте ниже 7,5 км. Это решение было принято украинской диспетчерской службой "Украэрорух" по согласованию с ИКАО. Решение было принято после того как в зоне конфликта с помощью переносных зенитно-ракетных комплексов были сбиты несколько военных самолетов и вертолетов. Поскольку сбитый авиалайнер следовал на высоте 10 км, он мог оказаться над Донецкой и Луганской областями — на этот эшелон ограничения не распространяются.
В российских авиационных кругах подтвердили, что Украина действительно закрыла для полетов пространство над районом боевых действий, но до 7800 метров. Выше летать можно, но это опрометчиво, считает источник "Ъ", так как и в данном случае определенную ответственность за гибель лайнера должна будет нести Украина, которая должна была полностью запретить полеты над этим участком. Собеседник "Ъ" полагает, что связано это с тем, что за оказание навигационных услуг Украина получает плату, и перекрытие оживленного маршрута нанесет значительные убытки. Вчера поздно вечером Евроконтроль закрыл полеты гражданской авиацией над территорией всей Украины.
Николай Сергеев, Елена Черненко; Иван Сергеев, Ростов-на-Дону; Сергей Бурцев, Донецк; Янина Соколовская, Максим Юсин, Киев