Сайфиддин Одинаев услышал звонок
Лидер пермских таджиков вышел из СИЗО свободным и здоровым
Глава таджикской диаспоры Сайфиддин Одинаев в июне вышел на свободу, отсидев в пермском СИЗО 11 месяцев, сначала в качестве подследственного, а затем и в качестве осужденного за грабеж сотового телефона у своего земляка Бехруза Шоева. Представители таджикской диаспоры утверждали, что в СИЗО он содержится в нечеловеческих условиях, но проверка правозащитников это опровергла. Директор Пермского регионального правозащитного центра Сергей Исаев говорит, что в конфликты с администрацией изолятора он не вступал, а был больше озабочен состоянием своего здоровья.
Как стало известно „Ъ“, лидер союза таджиков Пермского края и неформальный лидер диаспоры Сайфиддин Одинаев, осужденный в апреле за грабеж с применением насилия (ч. 2 ст. 161 УК РФ) сотового телефона у своего земляка, вышел на свободу в связи с отбытием срока наказания. Источники в правоохранительных органах говорят, что господин Одинаев освободился еще 17 июня. В главном управлении ФСИН по Пермскому краю информацию об освобождении осужденного не подтвердили, но и не опровергли.
Напомним, в местах не столь отдаленных Сайфиддин Одинаев оказался в июле прошлого года, когда его задержали сотрудники МВД по подозрению в грабеже, совершенном еще 21 июня 2011 года. По версии следствия, он потребовал у своего земляка Бехруза Шоева передать ему мобильный телефон Nokia стоимостью 5590 руб. После отказа выполнить данные требования он ударил господина Шоева в грудь и силой отобрал телефон. Сначала задержанный в порядке ст. 91 УПК РФ господин Одинаев был водворен в ИВС. 1 июля 2013 года Ленинский районный суд избрал ему меру пресечения в виде заключения под стражу, и лидер пермских таджиков переехал в пермский СИЗО №1 на улице Клименко.
Позже к обвинению в грабеже добавилось и вымогательство в крупном размере (ч. 3 ст. 163 УК РФ). По версии следствия, Сайфиддин Одинаев потребовал у того же Шоева 600 тыс. руб. за несовершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Свою вину лидер пермских таджиков отрицал, называя возбуждение уголовного дела провокацией правоохранительных органов. Любопытно, что в ходе рассмотрения дела в суде Бехруз Шоев отказался от данных в ходе предварительного следствия показаний. Тем не менее, суд к заявлениям потерпевшего в процессе отнесся скептически, отметив, что в ходе предварительного следствия тот давал последовательные показания, изобличающие господина Одинаева.
В итоге по эпизоду с вымогательством Сайфиддин Одинаев был оправдан. Суд счел недоказанным факт требования у Шоева денежных средств, а также угрозу применения физического насилия в случае отказа от выполнения требований подсудимого. По эпизоду с грабежом он получил 11 месяцев лишения свободы в колонии общего режима. С учетом времени, отбытого в СИЗО, осужденному оставалось провести в местах заключения три месяца.
Приговор не устроил ни господина Одинаева, ни сторону государственного обвинения. Осужденный подал апелляционную жалобу, в которой утверждал, что его вина не доказана, а сам приговор чересчур суров. Прокуратура в своем апелляционном представлении настаивала на том, что эпизод с вымогательством является доказанным. Любопытно, что свою позицию по делу в очередной раз поменял потерпевший Бехруз Шоев. Он также подал жалобу на приговор Дзержинского райсуда, в которой просил осудить Сайфиддина Одинаева за вымогательство, а вместе с ним и сотрудников ФСКН.
Апелляционная инстанция оставила в силе приговор коллег из Дзержинского суда. В части, касающейся сотрудников ФСКН, в определении краевого суда указано, что разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и только в пределах предъявленного ему обвинения, поэтому доводы относительно наркополицейских вообще не могут изучаться.
Как утверждают знакомые с ситуацией источники, после вынесения приговора Сайфиддин Одинаев продолжал находиться в пермском СИЗО №1. Представители таджикской диаспоры посчитали, что их лидер находится в нечеловеческих условиях и обратились в Пермский правозащитный центр с просьбой проверить эту информацию. Также в обращении указывалось, что в СИЗО Сайфиддин Одинаев заболел туберкулезом и потерял 15 килограммов веса. Проведенная правозащитниками проверка показала, что в изоляторе он находился в привилегированных условиях. Проходя лечение в туберкулезном отделении медсанчасти СИЗО, господин Одинаев содержался в двухместной палате, хотя остальные арестанты — в многоместных камерах. За время нахождения в изоляторе он набрал вес с 69 до 71 кг.
Директор Пермского правозащитного центра Сергей Исаев говорит, что, по его данным, господин Одинаев был примерным заключенным, правил внутреннего распорядка не нарушал, в конфликты с администрацией не вступал. Как пояснил господин Исаев, правозащитники встречались с господином Одинаевым несколько раз. По его словам, он был обеспокоен состоянием своего здоровья и просил решить вопрос о консультациях с определенными медицинскими специалистами. «Мы увидели, что медицинская часть им занимается достаточно основательно, все необходимые консультации и лечение он получает, рекомендации врачей воспринимает адекватно, в итоге его вылечили, причем бесплатно», — пояснил Сергей Исаев.